Редуктор — узел трансмиссии, который трансформирует крутящий момент и передает его от коленчатого вала двигателя к колесам. Это достигается за счет вращения зубчатых шестерен с разным диаметром и количеством зубцов. Чтобы обеспечить плавное скольжение деталей и уменьшить трение, в редукторе используют смазку. Для исправной работы узла важно следить за ее уровнем и своевременно менять. Из статьи вы узнаете, зачем нужна замена масла в редукторе, с какой периодичностью ее необходимо проводить и как это делать.
Причины замены масла в редукторе
Главная функция редукторной смазки — уменьшать трение и предотвращать износ зубцов шестерен. Для этого необходимо, чтобы масло обладало достаточной вязкостью и способностью образовывать на поверхности плотную пленку, которая не разрушается при нагрузках. Кроме того, редукторное масло отводит лишнее тепло и помогает избежать перегрева, защищает металлические элементы от коррозии. Благодаря моющим присадкам оно очищает детали трансмиссии от отложений и продуктов износа.
Пока смазочная жидкость новая, она успешно справляется с этими функциями. Но по мере эксплуатации масло стареет и теряет рабочие свойства:
- постепенно образующиеся продукты окисления вызывают коррозию металлических деталей;
- уменьшается вязкость, в результате масло перестает эффективно смазывать шестерни — пленка разрушается при сдвиге, и зубцы быстрее изнашиваются;
- в смазке накапливаются загрязнения, что тоже плохо сказывается на ее рабочих характеристиках;
- жидкость со временем испаряется, уменьшается ее объем.
По этим причинам смазочный материал нужно вовремя менять.
Периодичность замены масла в редукторе
Согласно общим рекомендациям, в автомобилях с механической коробкой передач смазку нужно менять через каждые 50–60 тысяч километров пробега, а с автоматической — через каждые 25–30 тысяч километров. Но при сложных условиях эксплуатации интервал замены советуют сокращать.
К таким условиям относятся:
- езда по бездорожью;
- перевозка тяжелых грузов и буксировка прицепов;
- городской режим эксплуатации автомобиля.
При покупке новой машины эксперты советуют провести первую замену уже через 2-3 тысячи километров. Это объясняется тем, что во время обкатки зубцы шестерен притираются друг к другу с образованием большого количества продуктов износа.
В результате масло быстрее загрязняется. Внепланово поменять масло в редукторе рекомендуют и после ремонта транспортного средства, а также при покупке автомобиля на вторичном рынке.
Признаки необходимости замены
При интенсивной эксплуатации редукторная смазка теряет рабочие качества быстрее, чем наступает рекомендуемый срок замены. Одним из признаков износа или недостаточного количества трансмиссионной жидкости служит шум со стороны КПП или заднего моста при движении, особенно при разгоне и уменьшении скорости. Более точно определить необходимость замены можно по уровню и внешнему виду смазки.
Как проверить состояние и уровень масла в редукторе Проверку нужно проводить при холодном двигателе, когда вся смазка собирается в картере.
Проверку нужно проводить при холодном двигателе, когда вся смазка собирается в картере.
В автомобилях с передним приводом редуктор обычно встроен в коробку передач, в заднеприводных расположен на задней оси. Полноприводные модели оснащены двумя редукторами.
После того как вы определили расположение узла, открутите пробку заливного отверстия. Уровень трансмиссионной жидкости в норме должен достигать нижнего края резьбы.
Заберите небольшое количество масла шприцем и оцените его состояние. Если жидкость потемнела и стала менее вязкой, пора ее заменить. О загрязнении смазки говорит и большое количество металлической стружки на пробке.
Какое масло заливать в редуктор
Указания по выбору редукторной смазки дает производитель. В инструкции по эксплуатации приведены рекомендуемые параметры: класс вязкости по SAE и уровень свойств по API.
Класс вязкости указывает на высоко- и низкотемпературные свойства трансмиссионной жидкости. Чем он выше, тем гуще смазка. Например, состав с маркировкой 85W-140 имеет большую вязкость, чем 75W-90. Выбор зависит от типа механизма и условий эксплуатации. Если автомобиль будет подвергаться большим нагрузкам, лучше залить в редуктор масло повышенной вязкости (в пределах рекомендованной производителем).
При этом, если производитель рекомендует смазку класса GL-4, не стоит заливать вместо нее GL-5: уровень свойств означает не качество продукта, а его совместимость с тем или иным типом автомобиля.
Как правильно заменить масло в редукторе
Новую смазочную жидкость в редуктор и КПП заливают при плановом техническом обслуживании, но при необходимости можно провести замену и самостоятельно. Для этого потребуется эстакада или смотровая яма. Перед работой обязательно защитить руки и лицо, чтобы брызги горячего масла не попали на кожу.
Заведите двигатель и прогревайте его 15–20 минут. Затем зафиксируйте автомобиль на площадке, поставьте под редуктор емкость для слива старого масла и отвинтите сливную пробку. Дождитесь, когда жидкость полностью стечет. Если она выглядит очень грязной, картер и пробку нужно промыть специальным средством. После этого заливается масло в редуктор через заливное отверстие. Количество зависит от объема резервуара — смотрите инструкцию по эксплуатации.
Заключение
Масло в редукторе и КПП не требует такой частой замены, как моторное, тем не менее необходимо следить за его уровнем и состоянием. Недостаточная смазка рано или поздно приведет к износу шестерен и заклиниванию механизма. Если автомобиль активно используется, диагностика особенно важна. Регулярно проверяйте количество смазки, его внешний вид и консистенцию и при необходимости заливайте свежее, не дожидаясь очередного ТО.