Выбор трансмиссионного масла в коробку передач

Выбор трансмиссионного масла в коробку передач

В процессе переключения передач детали коробки испытывают сильное трение. Без подходящей смазки оно быстро приводит к механическим повреждениям и износу. КПП, особенно автоматическая, — сложный в обслуживании узел. Нередко ее и вовсе невозможно отремонтировать, и любая поломка означает дорогостоящую замену. Поэтому очень важно правильно подобрать трансмиссионную жидкость. О критериях выбора масла для автоматической коробки передач и для «механики» расскажем в этой статье.

Требования, предъявляемые к трансмиссионным маслам

Независимо от типа коробки передач важно, чтобы трансмиссионное масло надежно защищало ее детали от трения и износа. Для этого продукт должен соответствовать следующим общим требованиям:

  • быть совместимым с типом передачи;
  • сохранять рабочие свойства при колебаниях температуры;
  • обеспечивать защиту металлических деталей от коррозии;
  • уменьшать ударные и вибрационные нагрузки;
  • быть устойчивым к окислению;
  • исключать пенообразование.

Более конкретные требования зависят от типа коробки передач.

Типы КПП и трансмиссионных жидкостей

Механическая и автоматическая коробки передач различаются по устройству и принципу работы, соответственно и масло для них необходимо разное.

В МКПП крутящий момент поступает от двигателя к колесам с помощью зубчатой передачи разных типов — цилиндрической, конической, гипоидной и других. Поэтому смазка должна обладать повышенными противоизносными и противозадирными свойствами. Масло для МКПП обозначается маркировкой MTF.

Классическая АКПП гидротрансформаторного типа работает принципиально иначе. Электронный блок управления получает сигналы от датчиков и в зависимости от них открывает или закрывает соленоидные клапаны. Они, в свою очередь, перепускают по каналам трансмиссионную жидкость (именно так правильно называется продукт, предназначенный для АКПП).

Таким образом, трансмиссионная жидкость в «автомате» служит не просто смазкой, а рабочим телом. Она должна обладать особой стойкостью к окислению, износу, пенообразованию, поддерживать нужное давление при любой температуре. Требования к ней более строгие, чем к маслу для «механики». На упаковке этот вид продукта обозначают буквами ATF.

Роботизированная КПП (РКПП) — современная разновидность механической коробки. Принцип действия тот же, но сцепление и переключение ступеней происходят автоматически, с помощью электронного блока управления. Отдельный вид РКПП — преселективная с двойным сцеплением (DSG). В этом типе коробки используют MTF с наиболее высокими эксплуатационными свойствами.

КПП вариаторного типа (CVT) — бесступенчатая АКПП. Эта разновидность коробки имеет сложный принцип работы, и к маслу (CVTF) предъявляют особые требования. Оно должно не только смазывать детали, но и поддерживать определенный уровень трения. CVTF, как и трансмиссионная жидкость для «робота», — чаще всего специализированный продукт в линейке производителя.

Механик проверяет масло в машине


Классификации жидкостей для трансмиссии

Автомасла для коробки передач разделяют по нескольким признакам: составу, индексу вязкости, эксплуатационным свойствам. Одни классификации актуальны для всех типов продукта, другие — только для определенных.

Состав

Трансмиссионные масла или жидкости состоят из основы и пакета присадок. Главный критерий отличия — тип основы. Она может быть минеральной, синтетической, полусинтетической.

Минеральную основу получают путем очистки масляных фракций нефти. Преимущество продукта — доступная стоимость, недостатки — низкая термостабильность и устойчивость к окислению. «Минералка» быстро стареет и теряет рабочие свойства.

Особая разновидность этого типа основы — масло с глубокой степенью очистки по методу гидрокрекинга. По эксплуатационным свойствам оно намного выше простой «минералки» и приближается к «синтетике».

Синтетическую основу получают в лаборатории путем органического синтеза полиальфаолефинов или эстеров. Процесс производства сложный и дорогостоящий, этим обусловлена высокая цена продукта. Но и по характеристикам «синтетика» значительно превосходит другие типы основы. Она сохраняет стабильные параметры вязкости при любых условиях окружающей среды, защищает детали от коррозии, не окисляется при высокой температуре и долго сохраняет рабочие свойства.

Полусинтетическую основу получают путем добавления «синтетики» к «минералке». За счет этого улучшают характеристики исходного продукта без критического повышения цены. 

Вязкость

Автомасла для трансмиссии гуще моторных, потому что им приходится работать при более сильном трении, следовательно, образуемая на поверхности деталей пленка должна быть прочнее. В то же время недопустимо, чтобы смазочный материал был слишком вязким, иначе он может застыть на морозе. К тому же из-за недостаточной текучести смазки увеличивается расход топлива.

Индекс вязкости определяют по системе SAE J306. Большинство современных автомасел обозначают двойной маркировкой формата 75W-80. Первое число с буквой W («зимний» класс) указывает на низкотемпературные вязкостные свойства. Чем оно меньше, тем при более сильном морозе продукт сохраняет текучесть. Второе число, без буквы («летний» класс), характеризует высокотемпературные свойства. Чем оно больше, тем прочнее смазывающая пленка при 100 °С.

Всего существует четыре «зимних» и семь «летних» классов. Но в чистом виде они практически не встречаются: большинство современных автомасел для трансмиссии — всесезонные. Этим объясняется двойная маркировка.

Рекомендованный тип трансмиссионного масла по вязкости указан производителем автомобиля в руководстве по эксплуатации.

Эксплуатационные свойства

MTF. Качество трансмиссионных масел для МКПП определяют по классификации API. Она учитывает назначение продукта, область его применения, количество присадок, улучшающих физико-химические свойства. Спецификацию обозначают буквами GL с числовым индексом. Чем он выше, тем на более сильные нагрузки рассчитан смазочный материал.

Существуют следующие категории MTF по API:

  • GL-1 — автомасла на минеральной основе с минимальным количеством присадок: есть только антипенные, противоизносные и антиокислительные компоненты. Не подходят  для МКПП с синхронизатором. Используются в грузовых автомобилях и сельхозтехнике с червячным и спирально-конусным типами передачи, работающих на низкой скорости.

  • GL-2 — обладают теми же свойствами, что и автомасла первой группы, но дополнительно содержат антифрикционные присадки. Подходят для МКПП с червячной передачей.

  • GL-3 — имеют более высокие противоизносные свойства, содержат противозадирные компоненты. Предназначены для спирально-конусных передач, несовместимы с гипоидными. Сфера применения та же, что и для продуктов первых двух классов.

  • GL-4 — автомасла с высокими противозадирными свойствами, предназначенные для работы в условиях умеренных нагрузок. Совместимы с коническими и гипоидными передачами. Самый распространенный класс «трансмиссионки» для легкового и коммерческого автотранспорта.

  • GL-5 — разработаны для жестких нагрузок, содержат повышенное количество противоизносных и противозадирных компонентов.

Например, масло Fastroil MTF 5 Polar 75W-90 от Hill Corporation имеет спецификацию по API GL-5. Оно подходит для легковых, грузовых и коммерческих автомобилей с гипоидной МКПП и может применяться даже в жестких условиях.

Классы GL-1 и GL-2 сегодня считаются устаревшими и в современных продуктах не встречаются.

ATF. Трансмиссионные масла для автоматических коробок передач пока не стандартизируют ни по API, ни по какой-либо другой международной системе. У разных производителей — свои классификации. Самая популярная — от компании General Motors, выпускающей продукт под маркой Dexron. На нее ориентируются и многие другие производители. Категорию продукта обозначает число римскими цифрами. Самый современный класс — Dexron VI. При этом для большинства АКПП гидротрансформаторного типа рекомендованы трансмиссионные жидкости уровня Dexron II (подклассы D и E) и Dexron III.

Качество масел для автоматических трансмиссий вариаторного типа не регламентируется международными организациями.

Канистра

Выбор трансмиссионного масла и его замена

При выборе продукта нужно учитывать тип коробки, условия эксплуатации, год выпуска автомобиля. От этих условий зависят рекомендуемые класс вязкости и уровень эксплуатационных качеств. Для «механики» определяющим критерием служит спецификация по API. Жидкости для автоматических трансмиссий, как правило, соответствуют одному из уровней качества Dexron. При выборе «трансмиссионки» для вариатора нужно руководствоваться рекомендациями производителя.

Трансмиссионное масло служит намного дольше моторного, тем не менее и его нужно менять. Интервал замены зависит от типа коробки и продукта:

  • МКПП — 60 тысяч км;

  • РКПП с однодисковым сцеплением — 80 тысяч км, с двойным — 50–70 тысяч км;

  • АКПП — 30–40 тысяч км;

  • CVT — 20–30 тысяч км.

Заключение

Правильный выбор смазочной жидкости для трансмиссии — залог долгой и исправной работы коробки переключения передач. Продукт должен соответствовать типу КПП, иметь оптимальные параметры вязкости и подходить по эксплуатационным характеристикам. В каталоге Hill Corporation можно выбрать трансмиссионные автомасла с высококачественной основой и присадками для разных типов техники.

Обратная связь
Если у вас остались вопросы, то заполните форму ниже и мы с вами обязательно свяжемся.
Тема обращения