Турбинные масла: классификация и применение

Турбинные масла: классификация и применение

Турбинные масла относятся к классу индустриальных и используются для обслуживания разнообразных турбин – паровых, газовых, авиационных, а также газотурбинных двигателей автомобильного транспорта. Особенностями таких механизмов является работа при высоких оборотах и температурах, поэтому турбинное масло должно обладать высокой термостойкостью и способностью сохранять свои свойства при длительной эксплуатации в режиме высоких нагрузок.

Функции турбинного масла

Данный вид ГСМ необходим для эксплуатации паровой или газовой турбины с редуктором или без него, турбогенератора, турбонасоса, турбокомпрессора, сепаратора, циркуляционной или гидравлической систем механизмов.

Функции турбинного масла
Снижение трения – смазывание подвижных элементов турбины, подшипников, вспомогательных механизмов.
Деконцентрация нагрева – отвод тепла от наиболее нагревающихся частей агрегата.
Защита от износа – повышение срока эксплуатации отдельных элементов и турбины в целом.
Очистка турбоагрегата от загрязнений – профилактика скопления отложений.
Функциональная жидкость в контурах управления и безопасности – системе регулирования турбоагрегатов.

Характеристики турбинного масла

Характеристики турбинных масел определяются потребностями агрегатов и условиями их эксплуатации. Общими требованиями является стойкость к деградации, гидролитическая стабильность, антикоррозийная стойкость, в т.ч. в присутствии воды в любом агрегатном состоянии, способность к влагоотделению, низкий уровень вспенивания, достаточная фильтруемость.

При подборе продукта, прежде всего, обращают внимание на следующие характеристики:

  • Тип основы – минеральная или синтетическая.
  • Классификация – ГОСТ, DIN, ISO.
  • Вязкость кинематическая – она составляет от 20 до 150 мм2/с. Более вязкие продукты стоят дешевле.
  • Индекс вязкости – с повышением индекса снижается зависимость вязкости от t.
  • Температура застывания – t полной потери текучести.
  • Температура вспышки, определяемая в открытом тигле – чем выше показатель, тем меньше испаряемость продукта и выше его стабильность.
  • Плотность – влияет на способность к смазыванию, показатели теплоемкости и теплопроводности.
  • Кислотное число – чем оно ниже, тем дольше прослужит материал.

Двигатель самолета разобранный

Состав турбинных масел

В составе может быть только базовое масло, требования к такой продукции описаны в ГОСТ 32-74. Материалом для производства минеральных основ служат масляные дистилляты глубокой очистки, полученные из парафиновой (с наименьшими показателями вязкости) и непарафиновой нефти. Качественные базовые минеральные основы очищаются с помощью метода гидрообработки – гидрокрекинга, гидроочистки. Из них удаляется сера, непредельные углероды, асфальтеновые и смолистые соединения, прочие компоненты, снижающие эксплуатационные характеристики.

Синтетические базы производят из полиальфаолефинов, полиэфиров, огнестойкие масла для электростанций – из трикиленфосфатов. Синтетические базы отличает более широкий диапазон вязкости и рабочей температуры.

Помимо базового масла в составе могут присутствовать специальные присадки, улучшающие свойства продукта. В российской классификации требования к такой продукции описаны в ГОСТ 9972-2020.

Варианты присадок:

  • антиокислительные;
  • антикоррозийные;
  • дезэмульгирующие (против расслоения);
  • диактиваторы металлов;
  • антипенные;
  • противоизносные;
  • противозадирные.

Гарантийный срок хранения турбинного масла – 5 лет. Истечение гарантийного срока не равнозначно невозможности использования продукта, однако его эксплуатационные характеристики могут снижаться, в т.ч. из-за разрушения присадок. Применение материала с прошедшим гарантийным сроком возможно после проведения анализа.


Классификация турбинных масел

Все промышленные масла выпускаются согласно стандартам. В России принят ГОСТ, в Германии – DIN, в Великобритании – EN, а международной системой стандартов является ISO. Производитель указывает в документации, стандартам какой классификации соответствует продукт.

Если масло имеет классификацию ГОСТ, буква «Т» означает, что оно относится к подгруппе турбинных, «п» – что в составе есть присадки. Цифра показывает значение кинематической вязкости при 50℃. Этим значением, прежде всего, определяется применимость того или иного турбинного масла в конкретном турбоагрегате.

Классификация ГОСТ содержит 3 варианта вязкости:

  • Т-22, Тп-22 – используются в таких агрегатах как высокооборотная паровая турбина, центробежный компрессор, для подшипников;
  • Т-30, Тп-30 – в гидротурбине, турбо- и центробежном компрессоре с высоконагруженным редуктором;
  • Т-46 – в паровой судовой турбине.

В классификации DIN выделяются нормальные масла для паровых турбин DIN 51515-1 (TD 32, TD 46, TD 68, TD 100) и высокотемпературные DIN 51515-2 (TG 32, TG 46). 

В классификации ISO 3448 классы кинематической вязкости (VG) определяются при t 40℃. Существуют ISO VG 32, 46, 68, 100, 150.

Производитель турбинных масел

Компания Hill Corporation производит турбинные и другие виды промышленных масел на современном производстве в Казахстане. В нашем ассортименте – смазочные материалы под брендами Fastroil (ГОСТ) и Fastroil Turbines (DIN), которые предназначены для эксплуатации в тяжелых режимах, стабильны и устойчивы к деформациям сдвига на высоких скоростях, температуре и нагрузках. Предлагаем широкий набор фасовок, а также отпуск наливом.

Обратная связь
Если у вас остались вопросы, то заполните форму ниже и мы с вами обязательно свяжемся.
Тема обращения