Срок годности и хранение моторного масла

Срок годности и хранение моторного масла

Срок годности моторного масла – это период, после которого товар больше не пригоден для употребления, он подлежит утилизации. Это отличает его от срока хранения, по окончанию которого продукт можно применять, но производитель уже не гарантирует полного сохранения его исходного качества. На емкостях с моторным маслом обычно указывается срок хранения. Также на них можно найти дату производства.

Значит это следующее. Если вы купили автомасло, до окончания срока хранения которого осталось полгода, и залили его в автомобиль, а ТО вы проводите один раз в год, вы можете ездить без замены все 12 месяцев. Однако производитель не гарантирует вам, что работать такая смазка будет так же эффективно, как более свежая.

Что говорит ГОСТ

Требования к хранению автомасел перечислены в новом ГОСТ 10541-2020, который действует взамен ГОСТ 10541-78 с 1 июля 2021 года. В нём есть отсылки к обновленному стандарту ГОСТ 1510-2022. В документах описаны различные нюансы производства и оборота продукта, в т.ч. условия и сроки хранения моторного масла.

Меры безопасности по ГОСТ:

  • В помещениях для хранения запрещено обращение с огнем.
  • Также в этих помещениях нельзя хранить кислоты, баллоны с кислородом, прочие окислители.
  • Емкости следует защищать от статического электричества.
  • В пункте об охране окружающей среды указано, что для хранения должны использоваться герметичные емкости.

В ГОСТ описана ответственность производителя. Завод-изготовитель обязан гарантировать, что масло будет соответствовать требованиям ГОСТ только при условии соблюдения правил транспортировки и хранения. Срок хранения моторного масла в госстандарте обозначен как 5 лет с даты изготовления. Есть указание, что по истечении этого срока продукт можно применять, если результаты испытаний показали сохранность технических характеристик, регламентированных ГОСТом.

Срок годности моторного масла в закрытой таре

Срок хранения моторного масла в закрытой упаковке определяет производитель. Как правило, для «синтетики» он составляет 5 лет, «полусинтетики» – 4-5 лет, «минералки» – 3 года. Отсчитывается он с даты производства, которая обычно также указана на емкости. Место простановки дат не регламентировано, цифры могут оказаться на крышке, на оборотной стороне и даже на дне канистры, быть напечатаны или нанесены методом оттиска.

Как вы помните, сроки годности моторных масел для автомобиля не равны срокам хранения, которые обозначены на канистрах: первые могут быть больше или меньше вторых. Продукт может утратить первоначальные технические характеристики раньше даты, указанной на канистре, если его хранили неправильно. Если моторное масло на АЗС весь отопительный сезон простояло на стойке, вплотную придвинутой к батарее центрального отопления, а потом всё лето озарялось яркими лучами солнца, ГСМ имеет полное право прийти в негодность.

В то же время при соблюдении условий хранения масло может быть годным и после обозначенной на таре даты. Вот почему ГОСТ предусматривает возможность его использования после тестирования. Конечно, обычный потребитель таких тестов не проводит. А значит, он может использовать автомасло с истекшим сроком хранения, но это решение находится в зоне его личной ответственности.

Срок годности масла во вскрытой канистре

В запечатанную на заводе тару не попадает воздух, упаковка защищает содержимое от влаги, так что окисления практически не происходит. Но если вскрыть упаковку, герметичность нарушается. Даже под хорошо закрученной крышкой запускается процесс газообмена. Его нельзя назвать интенсивным, если соблюдены общие рекомендации по хранению. Тем не менее, моторное масло вступает во взаимодействие с кислородом, в него попадает влага. Поэтому сроки хранения автомасла во вскрытой канистре уменьшаются. Рекомендуется использовать продукт в течение года после вскрытия упаковки.

Срок годности масла в моторе

После заливки автомасла хранение заканчивается, начинается его эксплуатация. Сразу после попадания в маслобак автомобиля свежий состав смешивается с остатками старых ГСМ: после слива в системе остается около 0,5 л старого моторного масла. Масло начинает контактировать с металлом, в него попадает конденсат, несгоревшее топливо, воздух, загрязнения – сажа, частички металла. Начинаются процессы окисления, срабатывают присадки, активизируются химические реакции взаимодействия. Начинается процесс деградации.

Реакции в автомасле, залитом в авто, его загрязнение, особенно интенсивно происходят во время работы двигателя. Однако и при неработающем моторе они не останавливаются. Вот почему любое моторное масло стоит менять не реже одного раза в год, даже если машина редко эксплуатируется и наработка небольшая. Если же автомобиль используется часто, замена в составе ТО производится исходя из пройденного километража, например, каждые 15 тыс. км пробега.

наливается масло из канистры

Долгое хранение моторного масла 

О сроках годности смазок ходит немало народных мифов. Одни считают, что масло испортиться не может, особенно если оно синтетическое. Другие уверены, что временные ограничения – это просто желание производителя ограничить свою ответственность. Действительно, синтетика в чистом виде достаточно стабильна. Однако кроме базового масла в состав входят присадки – модификаторы вязкости, депрессоры и другие, которые намного менее стабильны. Кроме того, пластик, из которого сделана канистра, также со временем начинает деградировать.

Что происходит при длительном хранении, превышающем рекомендованные сроки:

  • Повышается содержание золы. Зола образуется в результате распада присадок. Повышенная зольность дает излишнюю нагрузку на свечи накаливания, может спровоцировать прогар поршней.
  • Присадки частично или полностью теряют свою действенность.
  • Может измениться вязкость. В какую сторону – зависит от состава.
  • Меняется структура. Состав расслаивается на фракции, а потому уже не может эффективно смазывать и защищать от трения.

Обычно главным доказательством правоты бывалых, которые не верят в возможность просрочки автомасла, становится собственный опыт: я залил просроченное масло, и ничего не случилось. Но речь ведь не о химреактивах или волшебном зелье. Чтобы испортить двигатель моментально после заливки масляной системы, нужно залить в него что-то совсем непригодное для этих целей. Вред от просрочки проявит себя не сразу и, возможно, будет неочевиден.

Признаки просрочки

Если вы хотите убедиться, что найденная в гараже или приобретенная по очень выгодной цене на сайте бесплатных объявлений канистра содержит автомасло, пригодное для использования, проверьте его на признаки просрочки.

Просроченное моторное масло:

  • Темнеет. Его изначальный цвет можно назвать медово-желтым.
  • Дает осадок. Это происходит из-за распада присадок.
  • Мутнеет. Помимо помутнения могут появиться пузырьки.
  • Меняет текучесть. То есть становится жидким как вода или густым как кисель.

Визуальный тест не дает полной гарантии качества смазочного материала. Срок службы моторных масел для бензиновых и дизельных двигателей велик, деградация происходит медленно, так что явные признаки просрочки появятся, когда продукт нельзя использовать ни при каких обстоятельствах, это будет грозить мотору серьезной поломкой. Далеко не всегда у просроченного масла перечисленные признаки будут очевидными. Имея нормальный вид, оно может негативно влиять на рабочие параметры двигателя автомобиля.

«Плохие» даты на канистре

Купить в магазине просроченное автомасло не так просто: как правило, этот товар быстро оборачивается. Если на недавно приобретенной вами канистре вы обнаружили дату, указывающую на просрочку, убедитесь, что вы правильно её прочли, и только потом предъявляйте претензию продавцу. Дело в том, что срок годности американского или азиатского моторного масла может указываться в непривычном нам формате, когда сначала пишется год, потом месяц, затем дата. Поэтому, увидев на корейской канистре дату производства 23.05.18, можно решить, что товар просроченный, но на самом деле он произведен 18 мая 2023 года.

«Сложности перевода» иногда наталкивают покупателей и на мысли о переклеенных сроках и других формах обмана. Так, на тех же корейских канистрах могут отсутствовать даты производства в привычном нам виде. Они могут быть интегрированы в серийный номер, зашифрованы в буквенно-цифровом коде, например, 97NS00478QY. Первая цифра здесь – год (2019), вторая – месяц (июль), причем, начиная с октября, месяц будет обозначаться буквой: X- октябрь, Y – ноябрь, Z – декабрь.

бочки с маслом на производстве

Что делать с просроченным моторным маслом

Если недавно приобретенный смазочный материал действительно оказался просроченным, верните его продавцу: хотя моторное масло обмену и возврату не подлежит, магазин обязан его принять, если оно оказалось ненадлежащего качества.

Если же вы обнаружили просроченное машинное масло в своих запасах, то можете использовать его в хозяйстве в качестве смазки, например, для дверных петель. Иногда можно увидеть рекомендации по применению автомасла для обработки дерева. Такая пропитка повысит влагостойкость древесины. Учитывайте, что автомасла токсичны, использовать их для внутренних работ нельзя.

Недопустимо выбрасывать просроченное или отработанное моторное масло на свалки, поскольку при попадании на грунт оно загрязняет почву и воду. Сдайте его в пункт переработки или на ближайшую СТО, откуда организован регулярный вывоз таких отходов. Не рекомендуется уничтожать автомасла в огне, использовать их как топливо или в качестве жидкости для розжига. Во-первых, дым будет токсичным, во-вторых, полностью в бытовых условиях они не сгорают.

Правильное хранение моторного масла

Срок хранения любого  моторного масла связан с условиями, в которых хранится продукт: производитель может гарантировать сохранность первоначальных свойств, только если были соблюдены рекомендации по транспортировке и складированию. Приобретайте автомасла в торговых точках, где рекомендации выполняются.

Оптимальные условия для хранения:

  • стабильная температура, отсутствие резких температурных перепадов;
  • нахождение в проветриваемом помещении;
  • отсутствие загрязнений воздуха (без большого объема пыли);
  • нормальная влажность (влага запускает окислительные процессы);
  • отсутствие вибраций (вибрации могут приводить к расслаиванию);
  • правильная расстановка канистр – пробками вверх.

Нередко автолюбители хранят моторное масло, купленное про запас, в багажнике автомобиля. Возить с собой стоит только литровую канистру, которая нужна для экстренной доливки, если в дороге вдруг зажглась «масленка». Пятилитровую тару постоянно держать в багажнике нельзя: зимой там холодно, летом жарко, ГСМ расслаивается от вибраций.

Компания HILL Corporation – эксперт в производстве моторных масел и крупнейший производитель смазочных материалов в Казахстане. Мы реализуем масла «Хилл» в России через надежных дистрибьюторов. Вы можете быть уверены, что, перед тем как попасть к вам, продукция правильно хранилась.

Обратная связь
Если у вас остались вопросы, то заполните форму ниже и мы с вами обязательно свяжемся.
Тема обращения