Редукторное масло: виды и основные критерии выбора

Редукторное масло: виды и основные критерии выбора

Редукторное масло незаменимо при обслуживании промышленного оборудования. Его используют во всех механизмах, передающих крутящий момент. Правильно подобранная смазочная жидкость помогает уменьшить износ деталей из-за трения, снижает отрицательное воздействие ударных и вибрационных нагрузок и в итоге продлевает срок службы оборудования. Какое масло заливать в редуктор, зависит от условий применения. Рассказываем о разновидностях продукта и о том, по каким критериям его правильно выбирать.

Классификация редукторных масел

Смазочные материалы классифицируют по типу основы, вязкости и эксплуатационным свойствам. Рассмотрим все эти характеристики редукторных масел.

По типу основы

В зависимости от этого признака все смазочные жидкости для редукторов можно разделить на три группы: минеральные, синтетические и полусинтетические.

Минеральную основу изготавливают из нефти путем ее очистки. Процесс производства несложный, за счет этого продукт выигрывает в цене. Но наряду с этим преимуществом есть и недостатки. Из-за разного размера молекул «минералка» имеет нестабильную вязкость: она сильно меняется при высокой и низкой температуре. Поэтому продукт не подходит для эксплуатации в холодном климате. Кроме того, смазка на минеральной основе быстрее окисляется и содержит много примесей, поэтому требует более частой замены.

Синтетическую основу производят методом органического синтеза. Это трудоемкий и дорогостоящий процесс, что объясняет высокую цену. Зато особенности производства позволяют контролировать структуру молекулы и получать продукт с заданными свойствами. Благодаря этому «синтетика» обладает стабильной вязкостью, не зависящей от температуры, и высокой стойкостью к окислению. Ее можно использовать в любых условиях, в том числе при экстремальных нагрузках.

Полусинтетическую основу получают путем смешивания «минералки» и «синтетики». За счет этого достигается баланс технических характеристик и стоимости. По эксплуатационным свойствам такое масло уступает синтетическому, но превосходит минеральное. При этом по цене оно доступнее, чем чистая «синтетика».

По вязкости

Части двигателя

Вязкость редукторного масла характеризует его смазывающую способность. Чем она выше, тем прочнее пленка, образуемая на поверхности деталей. Это значит, что даже при больших нагрузках смазочный материал сохраняет рабочие свойства и надежно защищает механизмы. В то же время слишком густая смазка хуже прокачивается, особенно при низкой температуре. Поэтому при выборе класса вязкости нужно ориентироваться на условия применения.

Существует две общепризнанных классификации редукторных масел по вязкости: AGMA и ISO VG.

По американской классификации AGMA различают 14 классов вязкости: от 0 до 13. Чем больше порядковый номер, тем выше плотность редукторного масла.

По классификации ISO VG выделяют 15 классов, от 2 до 1500. Каждому из них соответствует определенный уровень вязкости в сантистоксах при температуре 40 °С. Например, масло класса ISO VG 22 имеет диапазон вязкости от 19,8 до 24,2 cSt. Такой продукт подходит для редукторов, работающих при умеренной нагрузке на средних скоростях. А смазка класса ISO VG 1000 с диапазоном вязкости 900–1100 cSt предназначена для экстремально тяжелых условий применения.

По уровню эксплуатационных свойств

Класс качества смазочной жидкости для редукторов определяют по стандарту DIN 51517. Он зависит от наличия в составе масла присадок, улучшающих исходные характеристики основы: чем их больше, тем выше качество продукта. По классификации DIN 51517 существует четыре категории редукторных смазок:

  • C. Самый низкий уровень эксплуатационных качеств. В составе продукта нет присадок. Такая смазка подходит для малонагруженных систем, имеет короткий срок службы и требует частой замены. Ее преимущество — низкая цена.

  • CL. Содержит антиокислительные присадки, за счет этого дольше сохраняет рабочие свойства. Также в составе есть добавки, защищающие металлические детали от коррозии. Из-за отсутствия противоизносных свойств не стоит заливать такое масло в редуктор, работающий под высокими нагрузками.

  • CLP. Кроме антиокислительных и антикоррозионных, в состав входят противоизносные присадки. Поэтому смазочную жидкость можно применять в высоконагруженных механизмах.

  • CGLP. Самый высокий класс эксплуатационных свойств. Продукт обогащен присадками для защиты от окисления, коррозии, износа и для улучшения скольжения. Такие масла допустимо использовать в любых, в том числе экстремальных условиях.

Классификация DIN 51517 не учитывает вязкость. В пределах каждой категории можно найти продукты разных классов по ISO VG и AGMA.

Присадки в редукторных маслах

Автомобильное масло

На долю улучшающих добавок приходится всего около 5% состава продукта. Тем не менее они сильно влияют на свойства смазки. Чаще всего в производстве индустриальных масел для редукторов используют следующие виды присадок.

Противоизносные и противозадирные. Они содержат вещества, способные вступать в химическую реакцию с металлом. В результате во время работы механизмов на поверхности деталей образуется защитная пленка, которая не дает образовываться задирам и трещинам.

Антиокислительные. Они нейтрализуют продукты окисления и, таким образом, замедляют старение масла.

Антикоррозионные. Незаменимы в условиях повышенной влажности. Создают пленку, которая защищает металл от контакта с водой, или нейтрализуют коррозионно-активные вещества.

Модификаторы вязкости. Расширяют температурный диапазон применения смазки: благодаря им жидкость не застывает на морозе и не теряет смазывающих свойств при разогреве.

Модификаторы трения. Улучшают скольжение металлических поверхностей при работе механизмов.

Антипенообразователи. Разрушают пузырьки воздуха, которые появляются при вращении на высоких оборотах. Благодаря этому жидкость сохраняет смазывающие и защитные свойства.

Критерии выбора редукторного масла

При выборе важно обращать внимание на основные характеристики:

  • Тип основы. Синтетическая считается более технологичной, но иногда предпочтительнее использовать минеральную (например, для старого оборудования).

  • Уровень вязкости по ISO VG и AGMA. Его выбирают в зависимости от температуры эксплуатации.

  • Класс качества по DIN 51517. Выбор зависит от условий применения: чем больше нагрузка в системе, тем выше должна быть категория.

Но главное, чем нужно руководствоваться, — это допуск масла в редуктор. У каждого производителя оборудования свои требования относительно вязкости и класса качества смазочного материала. Рекомендации можно найти в сервисной книжке.

Заключение

Правильный выбор смазки — обязательное условие эффективной работы и долгого срока службы редуктора. Главные характеристики продукта — тип основы, вязкость, наличие присадок и их состав. Чтобы не ошибиться с выбором, нужно ориентироваться на рекомендации производителя оборудования.

Обратная связь
Если у вас остались вопросы, то заполните форму ниже и мы с вами обязательно свяжемся.
Тема обращения