Моторное масло нужно подбирать с учетом типа двигателя, режима работы, температуры использования. Информация об этих и других важных параметрах содержится в маркировке. Но не всегда понятно, какие характеристики скрываются за буквами и цифрами. Предлагаем инструкцию по расшифровке моторного масла, которая поможет правильно выбрать продукт.
Обозначение моторного масла: что пишут на канистре
Кроме названия, штрих-кода и номера партии, на упаковке с автомаслом можно увидеть много других надписей. Они указывают на характеристики и назначение продукта. Маркировка может различаться у разных производителей, но чаще всего на этикетке встречается следующая информация:
-
химический состав основы;
-
вязкость;
-
спецификация по API, ACEA или ГОСТ (изготовитель может указывать один или несколько стандартов);
-
рекомендации производителей автомобилей.
Разберем подробнее каждый из этих типов обозначения моторного масла.
Состав
Автомасла состоят из основы (базового масла) и различных присадок. Это добавки, которые улучшают характеристики продукта: вязкость, способность очищать детали двигателя, защищать их от коррозии и износа. Но главное, от чего зависит качество смазочного материала, — это основа. По составу она бывает минеральной, синтетической и полусинтетической.
Минеральная
Этот вид основы обозначается на упаковке словом Mineral.
Ее получают при переработке нефти. Процесс производства простой, поэтому продукт стоит недорого. Однако у минерального масла есть недостатки.
Главный минус в том, что на его свойства сильно влияют внешние условия, особенно температура. На морозе состав чрезмерно загустевает, и работа мотора затрудняется. А от высокой температуры продукт становится слишком жидким. Это ухудшает образование смазывающей пленки и ослабляет защиту от трения.
Для улучшения характеристик к минеральной основе добавляют большое количество присадок. Но из-за высокой температуры внутри мотора они быстро выгорают и теряют свои свойства. Поэтому масло на натуральной основе необходимо чаще менять.
Синтетическая
Слова Fully Synthetic или просто Synthetic в обозначении моторного масла говорят об искусственном происхождении основы. Ее создают путем органического синтеза углеводородов. Это сложный процесс, поэтому такой продукт нельзя назвать дешевым. Но метод синтеза позволяет получить материал с нужными эксплуатационными свойствами, причем без использования большого количества присадок. Благодаря этому синтетическое масло обладает следующими преимуществами:
-
независимость от внешних условий;
-
хорошая текучесть в том числе при минусовой температуре (его можно заливать в мотор даже в климате Заполярья);
-
устойчивость к окислению и выгоранию;
-
надежная защита движущихся частей мотора от трения и раннего износа;
-
хорошие «моющие» свойства.
К синтетическим также относятся масла, полученные путем глубокого гидрокрекинга нефти. В процессе переработки структура молекул углеводородов меняется, и основа приобретает высокие эксплуатационные свойства. Такое масло дешевле в производстве, чем полученное методом органического синтеза, но по качеству почти не уступает ему.
Синтетическое масло пригодно для эксплуатации в экстремальных условиях. Оно работает дольше, чем минеральное, и не требует такой частой замены.
Полусинтетическая
Если на упаковке стоит надпись Semi-Synthetic, это значит, что минеральная основа смешана с синтетической. Пропорции бывают разными, например, 50/50 или 70/30. По свойствам и цене это промежуточный вариант. Полусинтетическое масло меньше боится морозов и перегрева двигателя, чем минеральное. Но оно не так устойчиво к внешним факторам, как полностью синтетическое. Продукт этого типа подходит, если автомобиль не планируется заводить при очень низкой температуре (точные значения в градусах зависят от свойств минерального масла).
Классификация моторных масел по степени вязкости
Вязкость — это главная характеристика моторного масла. Она определяет возможность использования продукта в том или ином температурном диапазоне. Класс вязкости устанавливают по международному стандарту SAE J300. Это самая заметная маркировка, ее обычно печатают крупными буквами на основной этикетке. Например, 0W-20 или 10W-40. Разберем, что означают эти символы.
Различают три типа моторных автомасел в зависимости от вязкости: летние, зимние и всесезонные.
Зимнее масло отличается хорошей текучестью при минусовой температуре. Когда на улице ниже 0°С, оно не загустевает, и мотор легко запускается. Но если состав предназначен только для зимней эксплуатации, на жаре он становится слишком жидким и не создает необходимую смазывающую пленку.
Возможность использования продукта зимой обозначают буквой W (Winter). Перед буквой стоит число от 0 до 25. Оно показывает, при какой предельной температуре двигатель гарантированно запустится. Чтобы определить эту температуру, нужно вычесть из коэффициента вязкости 35. Так, 0W значит, что при -35°С мотор точно заведется.
Все значения коэффициентов вязкости приведены в таблице:
Коэффициент |
Предельная температура запуска двигателя |
---|---|
0W |
-35°С |
5W |
-30°С |
10W |
-25°С |
15W |
-20°С |
20W |
-15°С |
25W |
-10°С |
Летнее масло остается вязким при температуре выше нуля. Даже когда мотор работает на жаре, оно сохраняет оптимальную густоту и благодаря этому образует защитную пленку. Но при минусовой температуре смазочный материал, предназначенный только для летней эксплуатации, становится слишком вязким и перестает прокачиваться.
Летнее масло обозначается только двузначным числом: 16, 20, 30, 40, 50, 60. Оно указывает на минимальную вязкость при средней температуре работы двигателя (100–150°С). Чем больше это число, тем гуще состав при нагреве.
Современные автомасла в основном всесезонные. Они подходят и для зимы, и для лета. Поэтому маркировка состоит их двух чисел: с буквой W и без нее. Так, если на упаковке написано 0W-30, это значит, что масло можно использовать в температурном диапазоне от -35°С до 30°С и более.
Расшифровка моторных масел по API
Стандарт API установлен американской контролирующей организацией. Спецификация указывает на тип мотора и категорию качества продукта.
Маркировка моторного масла по API включает две латинские буквы. Первая означает тип мотора, для которого предназначен продукт: S — бензиновый, C — дизельный. После буквы C через дефис иногда стоит число 2 или 4. Оно обозначает соответственно двух- или четырехтактный дизельный двигатель.
Второй буквенный индекс — от А до P — показывает, к какому классу относится продукт. При этом учитывают эксплуатационные качества: устойчивость к выгоранию, способность защищать мотор от трения, коррозии, отложений, сохранение свойств при высокой и низкой температуре, соответствие экологическим требованиям. Чем дальше алфавитный порядок, тем выше класс.
Производители моторных масел постоянно работают над улучшением характеристик. Поэтому со временем более продвинутые классы приходят на смену устаревшим. Например, сейчас в продаже уже невозможно встретить автомасло для бензиновых двигателей с маркировкой от A до E. Самый низкий класс — F, введенный в 1980 году, наивысший — P (2020 год). Современная спецификация моторных масел для дизельных моторов начинается с буквы E (1983 год) и заканчивается буквой K (2017 год).
Все актуальные сейчас маркировки классов приведены в таблицах.
Спецификация масел по API для бензиновых двигателей
Год ввода стандарта |
1980 |
1989 |
1994 |
1997 |
2001 |
2004 |
2010 |
2020 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Маркировка |
SF |
SG |
SH |
SJ |
SL |
SM |
SN |
SP |
Спецификация масел по API для дизельных двигателей
Год ввода стандарта |
1983 |
1990 |
1994 |
1994 |
1994 |
1998 |
2004 |
2010 |
2017 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Маркировка |
CE |
CF-4 |
CF |
CF-2 |
CG-4 |
CH-4 |
CI-4 |
CJ-4 |
CK-4 |
Есть также универсальные автомасла. Их допустимо применять и с бензиновыми, и с дизельными двигателями. Такой состав обозначают двойной маркировкой через дробь. Например, надпись API SN/CF указывает на то, что при использовании с бензиновым мотором материал проявляет свойства класса N (высокое качество), а с дизельным — класса F (средние характеристики).
При выборе спецификации продукта по API нужно учитывать особенности автомобиля. У современных двигателей высокие требования к качеству масла. Поэтому, чем новее транспортное средство, тем более актуальным должен быть класс.
Классификация моторных масел по ACEA
Если API — американский стандарт, то ACEA — европейский. Он считается более строгим. Классификация ACEA создана для автомасел, используемых с двигателями европейских автомобильных марок.
По классификации ACEA маслам присваивают категории с учетом типа мотора и условий применения. Их маркируют латинскими буквами:
-
А — для бензиновых двигателей;
-
B — для дизельных двигателей;
-
С — для современных бензиновых и дизельных легковых моторов, укомплектованных сажевыми фильтрами и катализаторами (то есть соответствующих высоким экологическим требованиям);
-
E — для дизельных двигателей грузовых ТС, которые функционируют в режиме экстремальных нагрузок.
Типы A и B существовали по отдельности до 2004 года. Затем их объединили в одну группу. Так что современные масла для бензиновых и дизельных моторов легковых автомобилей без систем очистки обозначают буквами A/B.
Рядом с буквой в маркировке ACEA стоит число от 1 до 9. Оно указывает на класс качества. Например, масло A7/B7 отличается лучшими эксплуатационными характеристиками, чем продукт предыдущего поколения A5/B5.
Иногда в маркировку включают год издания или обновления классификации. Например, С4-12 означает, что продукт отнесен к категории С и классу 4 по редакции ACEA, внедренной в 2012 году.
Классификация моторных масел по ГОСТ
На этикетках автомасел, произведенных в СНГ, иногда можно обнаружить маркировку по ГОСТ. Она указывает на категории продуктов по вязкости (аналог SAE) и по назначению (близко к API и ACEA).
Категории вязкости по ГОСТ
По этому параметру классификация ГОСТ различает следующие типы масел:
-
летние — классы обозначаются числами 10, 12, 14, 16, 20 и 24;
-
зимние — 3з, 4з, 5з, 6, 6з, 8 (буква «з» означает, что в составе продукта есть загущающие присадки);
-
всесезонные — 3з/8, 4з/6 и т. д. (самый высокий класс — 6з/16).
В таблице показано примерное соответствие популярных классов вязкости по ГОСТ и SAE.
ГОСТ |
SAE |
---|---|
3з/8 |
5W-20 |
4з/6 |
10W-20 |
5з/10 |
15W-30 |
5з/12 |
15W-30 |
5з/14 |
15W-40 |
6з/10 |
20W-30 |
6з/14 |
20W-40 |
6з/16 |
20W-40 |
Категории назначения по ГОСТ
По сфере применения и особенностям эксплуатации классификация ГОСТ разделяет автомасла на 6 категорий. Они обозначаются русскими буквами от А до Е. Продукт категории А предназначен для самых легких условий эксплуатации, Е — для самых сложных. Индекс 1 или 2 рядом с буквой указывает на тип мотора — бензиновый или дизельный соответственно. Например, маркировка Б2 по ГОСТ означает, что масло следует заливать в малофорсированные дизельные двигатели.
Допуски автопроизводителя
Владельцы автомобильных брендов, особенно европейских, стремятся контролировать качество смазочных материалов, которые применяются с двигателями их производства. Поэтому многие компании предъявляют собственные требования к маслам. Производители формулируют их на основе общепризнанных стандартов (API, ACEA), но добавляют и особые условия, например, относительно пакета присадок.
Чтобы получить допуск автопроизводителя и соответствующую маркировку, продукт проходит испытания в реальных условиях. Это увеличивает его стоимость. Тем не менее рекомендуется использовать масла, одобренные автопроизводителем, особенно если автомобиль на гарантии.
У одного автопроизводителя может быть множество допусков: для каждого типа мотора — свой. Например, масло стандарта VW 500.00 подходит для бензиновых двигателей Volkswagen, Audi, Skoda, Seat и по свойствам соответствует классу ACEA A3-96. А VW 505.00 предназначено для дизельных моторов легковых автомобилей тех же марок и по основным параметрам эксплуатации совпадает с ACEA B3.
Понимая значение цифр и букв на автомаслах, легко определить их характеристики и подобрать подходящий продукт.
В качестве примера рассмотрим моторное масло Fastroil Formula LA 5W-30.
Обозначение 5W-30 говорит о том, что это всесезонное автомасло для работы при температуре от -30 до 30°С и более.
Буквы API SN сообщают, что по классификации API смазочный материал подходит для бензиновых моторов и принадлежит к достаточно высокому классу качества N.
Надпись ACEA С3-21 означает, что, согласно обновленной в 2021 году классификации ACEA, продукт пригоден как для бензиновых, так и для дизельных моторов с системами очистки. Он продлевает период работы катализатора и сажевого фильтра.
Помимо этого, на упаковке содержатся допуски производителей:
-
VW 504.00 / 507.00;
-
Porsche C30;
-
BMW LL-04;
-
Daimler MB 229.51.
Это значит, что масло допустимо использовать с соответствующими типами двигателей Volkswagen, Porsche, BMW, Mercedes Benz.
Заключение
Знать, что означают цифры на моторном масле, важно для понимания характеристик конкретного продукта. Символы на этикетке указывают на степень вязкости, тип мотора, условия и режим использования, марку автомобиля, для которой рекомендован смазочный материал. Всё это нужно учитывать при подборе.