Любое моторное масло состоит из минеральной или синтетической основы и пакета присадок. Их добавляют, чтобы повысить эксплуатационные характеристики смазочного материала и придать ему дополнительные функции, например, очищения, защиты от износа, коррозии. Рассказываем, какими бывают присадки в масло для двигателя, для чего нужен каждый тип и стоит ли их использовать дополнительно, чтобы улучшить свойства продукта.
Производство присадок
Производители моторных масел почти никогда не изготавливают присадки самостоятельно. Они закупают их готовыми пакетами у крупных мировых поставщиков и уже на собственном заводе смешивают с основой.
Так происходит потому, что процесс производства пакетов присадок очень трудоемкий, длительный и дорогостоящий. Чтобы создать оптимальную рецептуру для конкретного двигателя, порой требуется несколько лет.
Прежде чем выпустить продукт на рынок, производители присадок проводят лабораторные исследования, полевые и стендовые испытания. Масло месяцами тестируют на двигателях и проверяют, как оно ведет себя в реальных условиях. Это возможно только при наличии полноценного испытательного центра, укомплектованного дорогим оборудованием.
Поэтому позволить себе производство присадок могут только очень крупные мировые компании. Самых известных всего четыре: Lubrizol, Chevron Oronite, Afton и Infineum. Большинство производителей качественных автомасел сотрудничают именно с ними, и HILL Corporation не исключение.
Почему присадки выпускают пакетами
Пакет — это сочетание присадок с определенными свойствами, взятых в нужных пропорциях.
При смешивании разных компонентов друг с другом и с базовым маслом происходят химические реакции. Вещества могут конфликтовать между собой и, таким образом, сводить на нет действие всей композиции. Возможно и обратное явление — синергия, когда при сочетании компонентов получается еще больший эффект, чем просто от суммы их свойств.
Поэтому нельзя просто смешать отдельные вещества в произвольном соотношении. Чтобы получить продукт с заданными функциями, нужно разработать формулу и долго ее тестировать. Вот почему производители поставляют присадки в моторное масло в виде пакетов.
Виды и назначение присадок
Каждая добавка к моторному маслу обладает определенными свойствами. Рассмотрим основные типы и их назначение.
Детергенты. Это компоненты с очищающими свойствами, в основном соли металлов. Их вводят в состав практически всех готовых моторных масел.
В процессе работы мотора под воздействием высокой температуры в масле образуются лаковые отложения и нагар. Они оседают на поверхности деталей двигателя и могут преждевременно вывести его из строя. Детергенты растворяют твердые загрязнения и связывают частицы, поддерживая их в состоянии взвеси. Таким образом, они препятствуют образованию отложений и обеспечивают чистоту двигателя.
Детергенты — многофункциональные добавки: не только очищают детали мотора, но и нейтрализуют кислоты. В этом смысле они усиливают действие других важных компонентов — антиокислителей.
Дисперсанты. Как и детергенты, обладают моющими свойствами, но в отличие от них борются не с высоко-, а с низкотемпературными отложениями — шламом. Дисперсанты измельчают загрязнения и не дают образовываться осадку. В сочетании с детергентами надолго сохраняют чистоту мотора.
Антиокислители (антиоксиданты). При взаимодействии с кислородом масло быстро стареет. Антиоксиданты нейтрализуют продукты первичного окисления, гидропероксиды, и тем самым прекращают дальнейшую химическую реакцию. Эти присадки к маслам бывают разными по составу и действию. Для синергетического эффекта в композициях используют разные виды антиокислителей.
Ингибиторы коррозии. Они имеют разный механизм действия. Одни виды ингибиторов нейтрализуют химические соединения, вызывающие коррозию. Другие образуют на поверхности металлических деталей пленку, которая защищает от взаимодействия с коррозионно-активными веществами.
Модификаторы трения. Моторное масло предохраняет детали мотора от износа, обеспечивая скольжение. Но при повышенной нагрузке смазывающая пленка разрушается, и металлические элементы начинают взаимодействовать непосредственно друг с другом. Молекулы модификаторов трения тонким слоем оседают на поверхностях и восстанавливают скольжение.
Противоизносные и противозадирные добавки. Эти присадки в масло двигателя нужны тоже для защиты от последствий трения. При высокой температуре в процессе работы мотора они вступают в химическую реакцию с металлами трущихся поверхностей. В результате между деталями образуется прочная пленка, которая защищает от образования задиров и преждевременного износа.
Антипенные компоненты. Когда двигатель работает на высоких оборотах, масло интенсивно смешивается с воздухом, и образуется пена. Она ухудшает свойства смазочной жидкости и вредит мотору. Микроскопические частицы силиконов в составе антипенных добавок разрушают пузырьки и препятствуют пенообразованию.
Особняком среди добавок к маслу стоят модификаторы вязкости и депрессоры. Необходимость в них зависит от характеристик основы и от нужной густоты конечного продукта. Поэтому производители товарных автомасел приобретают эти компоненты отдельно от основного пакета.
Модификаторы вязкости — это полимеры, способные менять форму молекулы. При высокой температуре она сильно увеличивается в размерах. Благодаря этому масло сохраняет оптимальную вязкость, и смазывающая пленка не разрушается. А при низкой температуре молекула полимера сжимается, поэтому сильного загущения на морозе не происходит. Таким образом, модификаторы вязкости позволяют получить всесезонное автомасло, способное работать в широком температурном диапазоне.
Депрессорные присадки добавляют в моторное масло, чтобы оно не застывало на холоде. Эти компоненты не дают соединяться частицам парафина, за счет чего смазочный материал сохраняет текучесть.
Можно ли использовать дополнительные присадки для улучшения качества масла
В продаже есть множество дополнительных добавок в моторные автомасла. Реклама уверяет, что с их помощью можно улучшить характеристики смазочной жидкости и продлить ресурс работы двигателя.
У производителей моторных масел, в том числе у HILL Corporation, на этот счет только одно мнение: никакие дополнительные присадки не нужны и даже опасны. Любой готовый продукт уже содержит все необходимые компоненты. Посторонние добавки нарушают тщательно разработанную рецептуру и могут непредсказуемо повлиять на функции автомасла.
Главное
На долю присадок приходится в среднем 20–25% состава моторного масла. Они придают продукту желаемые эксплуатационные свойства. Основной пакет добавок состоит из детергентов, дисперсантов, ингибиторов коррозии и окисления. Кроме них, в производстве широко используют антифрикционные компоненты, противопенные вещества, модификаторы вязкости и депрессоры.