Можно ли смешивать моторные масла разных производителей

Можно ли смешивать моторные масла разных производителей

Вопрос о том, можно ли смешивать масла разных производителей, регулярно возникает у автовладельцев. Ответ зависит от цели и ситуации смешивания. Поговорим о том, когда смешать нужно, и какие потенциальные риски есть у езды на смешанном автомасле.

Состав моторного масла

Основной объем канистры занимает базовое масло, которое может быть минеральным, синтетическим или состоящим из этих двух основ, т.е. полусинтетическим. Минеральное является самым недорогим, синтетическое – самым качественным и технологичным, однако даже в синтетику добавляют разнообразные улучшители – присадки. Комбинация антиокислителей, антиугарных, антикоррозийных присадок, модификаторов вязкости, депрессоров и создает  уникальный продукт – моторное масло конкретного бренда с фиксированными характеристиками.

Принадлежа к одной и той же группе, базовое масло может различаться происхождением. Например, синтетическая основа может быть произведена из эстеров, сырьем для которых служит растительная основа типа рапса, кокоса, или ПАО, сырьем для которых является нефтяной газ. Кроме того, к синтетической группе номинально относят автомасла, произведенные методом каталитического гидрокрекинга. В этом случае сырьем служит нефть, то есть природа у них минеральная. Однако гидрокрекинговые масла по своим свойствам ближе к синтетическим смазкам, поэтому получили право относиться к этой категории.

Доводом в пользу того, что смешивать синтетические масла из разного сырья или синтетику и минералку можно, часто служит тот факт, что сами производители моторных смазок комбинируют базы, чтобы улучшить или удешевить качество конечного продукта. На производстве такое смешивание происходит на уровне базового масла и не является случайным. Пропорции и состав тщательно продумываются технологами, пакет присадок подбирается в зависимости от основы. Сравнивать этот процесс с неконтролируемым перемешиванием материала из разных канистр неправильно.

Какие моторные масла можно смешивать

Теоретически можно смешать автомасла с одинаковым базовым маслом, но давайте определим цели смешивания. В этой статье мы допускаем возможность смешивания в 2 случаях:

  • Долив основного масла другим при острой необходимости.
  • Желание сменить моторное масло на продукт другого бренда.

Когда в поездке загорелась сигнальная масленка на приборной панели, а у водителя в багажнике нет запасной канистры того же состава, что залит в систему смазки ДВС автомобиля, лучше доливать масло другого производителя, другой вязкости и делать прочие нежелательные коктейли, чем оставлять двигатель без смазки.

Важно! Мы не обсуждаем возможность применения миксов из автомасел для ежедневной продолжительной эксплуатации. Залить остатки из нескольких канистр, чтобы пройти плановое ТО – это убийственная для двигателя идея.

Можно ли в двигателе смешивать масла разных производителей

Итак, мешать масло разных производителей нежелательно, даже если у них совпадает основа, класс и вязкость. А всё из-за присадок. Пакет присадок – это всегда коммерческая тайна, никто не указывает их перечень на канистре, поэтому сравнить составы не получится. Это делает случайное смешивание разных моторных масел похожим на лотерею. В одном случае компоненты вполне могут «подружиться». Нужно отметить, что так произойдет в большей части случаев: по стандартам составы должны смешиваться без серьезных негативных последствий. Но есть риск, что случится конфликт присадок – произойдет реакция с непредсказуемыми последствиями.

Что произойдет при конфликте присадок? Автомасло получит ухудшенные свойства, например, снизится текучесть или ухудшатся смазывающие способности. Такие изменения могут быть незаметны глазу, и ущерб двигателю будет нарастать постепенно. Конфликт присадок может оказаться более очевидным, если произойдет вспенивание, выпадет осадок. Например, осадок может появляться при добавлении в минералку синтетики, поскольку многие её присадки оказываются неспособны раствориться в минеральной основе. Осадок может забить тонкие масляные каналы.

капот автомобиля

Как смешивать правильно: допуски моторных масел

При замене моторного масла в системе остается несливаемый остаток объемом от 300 мл до 1 л. Он задерживается в тонких масляных каналах, постели распредвала, поддоне. Пользу промывки двигателя многие ставят под сомнение. Отсюда вопрос: как безболезненно перейти на автомасло другого бренда? Заливать масло разных производителей без вреда для двигателя поможет соблюдение допусков.

Оригинальное масло OEM

Автоконцерны не производят автомасла, они заливают в новые автомобили смазочные материалы, соответствующие техническим параметрам установленного двигателя. Среди производителей ГСМ открывается тендер. Те, что могут предложить лучшую цену и подходящее качество, выбираются поставщиками, а их моторное масло получает звание оригинального. На канистре появляется название автомобильного бренда и аббревиатура OEM, что значит original equipment manufacturer, то есть «производитель оригинального оборудования».

Для автовладельцев «оригинал» – синоним качества, однако брендированный автопроизводителем продукт традиционно стоит дороже аналога. При этом для одной и той же модели автомобиля одного года выпуска в разных странах оригинальное масло может быть произведено разными производителями ГСМ. Со временем изготовители масляных оригиналов тоже могут меняться, ведь тендеры на поставку ГСМ автоконцерны проводят регулярно.

Допуски производителя

Использовать моторное масло, выпущенное под брендом производителя автомобиля, необязательно, замена смазочного материала не является поводом для снятия с гарантии. В технической документации к вашему авто указаны допуски производителя, например, это может быть Ford 913D. Просто найдите на канистре те же сочетания букв и цифр, и вы можете быть уверены, что получите продукт с теми же характеристиками, что имеет оригинальное масло, но по более низкой цене. Различные масла с одним допуском при смешивании не будут вступать в конфликт.

Вопрос, стоит ли заливать автомасло с теми же характеристиками, что у оригинала. Само слово «оригинальный» для многих стало синонимом «качественный», но в данном случае это не так. Машинное масло с OEM-допуском соответствует минимальным требованиям производителя двигателя. То есть оно не лучшее из возможных, а всего лишь закрывающее базовые потребности мотора.

Например, в Европе в автомобили с конвейера часто заливают маловязкие масла 0W-20, поскольку на старте они дают меньший выхлоп, и тем самым можно успокоить экологические организации. По факту такие смазки плохо справляются с защитой двигателя и через некоторое время начинают интенсивно «гореть». При эксплуатации автомобиля в интенсивном режиме, например, регулярной езде по пробками, есть смысл заменить их более вязкими.

Допуски ACEA

На канистре можно найти ещё одну разновидность допуска – разработанную ассоциациями производителей. У неё несколько вариантов: ACEA (Европа), ILSAC (Азия), API (США). Эти классификации описывают свойства автомасел, такие как вязкость, зольность, противоизносная защита.

С помощью кода ACEA можно определить, подходит ли масло конкретному двигателю, поскольку в инструкции к ТС указан допуск. Даже если на канистре нет указания конкретного бренда автомобиля (VW, Ford, BMW или любого другого), сопоставив ACEA, ILSAC, API на канистре и в инструкции, можно подобрать правильное моторное масло. А ещё, зная допуск по АСЕА, и имея желание залить в двигатель масло лучшее по качеству, чем было залито раньше, можно подобрать смазочный материал, используя паутинку «Лубризол».

Можно ли смешивать масла разной вязкости

Класс вязкости SAE – это код в виде букв и цифр, крупным шрифтом указанный на канистре, например, 0W-40, 5W-30. Смешивать моторные масла с различной вязкостью допустимо только в экстренном случае, из-за той же непредсказуемости результата. Полученная смесь может становиться гуще на морозе, что будет затруднять пуск двигателя, излишне разжижаться в горячем моторе, теряя способность к смазыванию движущихся частей и охлаждению ДВС.

Общие правила

Общий вывод такой: делать коктейли из моторных масел нежелательно, для постоянной эксплуатации они не подходят. Однако при крайней необходимости можно недолгое время поездить на коктейле, который при первой же возможности рекомендуется слить и заменить новым моносортовым смазочным материалом. Приведенные ниже правила помогут выбрать меньшее из зол и избежать серьезных проблем.

Как правильно смешивать моторные масла:

  • Не понижайте качество масла – не лейте в синтетику минералку.

  • Не соединяйте автомасла разных классов – для грузовых и легковых автомобилей.

  • Если приходится смешивать автомасла разной вязкости, постарайтесь выбрать масло того же производителя и максимально близкое по параметрам.

  • Если нужно перемешать продукцию разных брендов, учитывайте допуски автозавода.

Если все-таки пришлось долить масло более низкого класса, например, на трассе загорелась масленка, в автомобиль залита полусинтетика, а проезжий водитель поделился минералкой, можно долить тем, что есть, чтобы добраться до ближайшего СТО. Ехать при этом нужно осторожно, без нагрузок на мотор – быстрых разгонов, повышенных скоростей, обгонов. Езжайте спокойно в крайнем правом ряду.

Если у вас останутся вопросы по выбору продукта, готовы на них ответить!

Обратная связь
Если у вас остались вопросы, то заполните форму ниже и мы с вами обязательно свяжемся.
Тема обращения