Маловязкие масла

Маловязкие масла

Вязкость — важнейшая характеристика при выборе автомасла. В классических продуктах она колеблется в диапазоне от 5W-20 до 20W-50. Но в последнее время на рынке появились масла с низкой вязкостью, далекой от привычных значений. Разбираемся, что это за продукт, когда его стоит и не стоит применять и как правильно выбрать.

Какие масла можно назвать маловязкими

Уровень вязкости определяет способность смазочного материала эффективно работать при высоких и низких температурах. Чем он выше, тем прочнее пленка, образуемая на поверхности деталей двигателя. Это особенно важно при интенсивной эксплуатации автомобиля. При большой нагрузке температура повышается, и если пленка недостаточно прочная, она разрушается. В результате детали испытывают сильное трение и быстро изнашиваются.

С другой стороны, слишком вязкая смазка хуже прокачивается. Из-за этого увеличивается расход энергии и топлива. При низкой температуре смазочная жидкость еще больше загустевает, и зимой двигатель может не завестись.

Поэтому изначально разработали автомасла классификации двух типов: для лета (более вязкие) и для зимы (менее вязкие). Однако современные продукты подходят для всесезонной эксплуатации. Они обозначаются двойной маркировкой вида 5W-30. Первая цифра с буквой указывает на низкотемпературную вязкость, вторая, без буквы, — на высокотемпературную. Например, смазочная жидкость с маркировкой 10W-30 подходит для использования при температуре от -25 до 35 градусов.

Но в последнее время в рекомендациях автопроизводителей все чаще встречаются маловязкие моторные масла. От классических полновязких их можно отличить по маркировке: первая цифра всегда 0. Например:

К маловязким иногда относится и 5W-30, но здесь важен показатель HTHS (высокотемпературная вязкость при высокой скорости сдвига). Он характеризует толщину пленки при стандартной температуре работы мотора. Если HTHS меньше 3,5, продукт с маркировкой 5W-30 относится к маловязким, если больше — к полновязким.

Преимущества и недостатки пониженной вязкости масла

Новый мотор

Производители выделяют минимум три причины использовать маловязкие автомасла.

Экономия топлива. За счет лучшей текучести смазка уменьшает сопротивление мотора и обеспечивает более эффективный теплоотвод. Кроме того, двигатель тратит меньше энергии на трение, и благодаря этому повышается его мощность. Все это позволяет сократить расход топлива примерно на 2–5%.

Снижение износа мотора. Масла малой вязкости хорошо проникают в самые узкие зазоры между деталями. За счет этого они смазывают все поверхности, надежно защищая их от трения и тем самым предотвращая износ. Это особенно актуально для современных двигателей, в которых зазоры намного уже, чем в старых.

Уменьшение экологического вреда. Законодательство стран Европы уделяет большое внимание охране окружающей среды. Поэтому к автопроизводителям предъявляют повышенные экологические требования. Современные двигатели соответствуют строгим нормативам содержания вредных примесей в выхлопных газах. Для таких моторов подходит только маловязкая смазка. Благодаря уменьшению расхода энергии и повышению КПД двигателя эмиссия выхлопных газов сокращается.

Но наряду с плюсами у продукта есть и минусы. Главный недостаток — слишком тонкая пленка, образуемая смазывающей жидкостью. При сильной нагрузке или экстремально высокой температуре она может разрушиться, что приведет к ускоренному износу деталей двигателя.

Применение маловязких масел

Выбрать моторное масло низкой вязкости имеет смысл в следующих случаях:

  • Автомобиль европейского, американского, японского или корейского производителя с турбированным двигателем объемом 1-2 л.
  • Мотор новый (не старше 3 лет).
  • Экологический класс двигателя — от Евро-4 и выше.
  • Верхний предел температуры эксплуатации соответствует указанному в описании продукта: 0W-16 — 25 °С, 0W-20 — 30 °С, 0W-30 — 35 °С.
  • Производитель автомобиля рекомендует именно маловязкую смазку.

Таким образом, продукт подходит преимущественно для новых современных двигателей. Но во многих случаях допустимо применять его и в автомобилях с пробегом. Правило такое: если современный мотор, несмотря на долгую и интенсивную эксплуатацию, не подает признаков износа (например, шум, увеличенный расход смазки), маловязкое автомасло заливать можно.

Когда маловязкие масла не подходят

Недопустимо заливать такую смазку в моторы старого образца, выпущенные до 2000 года или с экологическим классом ниже Евро-3. Даже если такой двигатель физически новый, маловязкое масло для него не подходит из-за особенностей конструкции. В устаревших моторах слишком большие зазоры в парах трения, поэтому для надежной защиты от износа им необходима толстая масляная пленка. Жидкая смазка не способна ее обеспечить. В результате образуются задиры, и детали изнашиваются.

Также маловязкое автомасло не годится для изношенных двигателей с большим пробегом, даже конструктивно новых. Во-первых, долгая и интенсивная эксплуатация приводит к увеличению зазора между подшипниками. Во-вторых, масляный насос по мере износа хуже прокачивает жидкую смазку, и она не поступает к трущимся деталям. В итоге двигатель работает фактически без масла. Но стоит помнить, что пробег — величина условная. Нужно ориентироваться не на километры, а на режим работы и реальное состояние двигателя.

Как выбрать масло с низкой вязкостью

Главное, чем нужно руководствоваться при выборе, — это рекомендации производителя автомобиля, приведенные в сервисной книжке. Помимо класса вязкости, в них должна быть указана спецификация по API и ACEA. Она характеризует уровень эксплуатационных свойств продукта с учетом типа двигателя и условий применения. Не стоит заливать в мотор смазку более низкого класса, чем рекомендует производитель.

Второе, на что необходимо обратить внимание, — это производитель продукта. Автомасла Hill Corporation изготовлены по современным стандартам из синтетических или тщательно очищенных минеральных базовых масел со специально разработанным пакетом высокотехнологичных присадок. Они обладают долгим сроком службы, надежно защищают двигатель от износа и обеспечивают экономию топлива.

Заключение

Маловязкие масла — не очередная уловка маркетологов, а реальная необходимость в современных условиях. Конструкция новых двигателей рассчитана именно на использование жидкой смазки. Но для изношенных и устаревших моторов она не подходит. Поэтому оптимальная вязкость — не высокая и не низкая, а рекомендованная производителем для конкретного двигателя.

Обратная связь
Если у вас остались вопросы, то заполните форму ниже и мы с вами обязательно свяжемся.
Тема обращения