Компрессорное масло: характеристики, виды

Компрессорное масло: характеристики, виды

Компрессорное масло – это ключевой элемент поддержания эффективной работы компрессора. Выбор подходящего смазочного материала с корректными характеристиками и его регулярная смена согласно рекомендациям производителя являются неотъемлемой частью поддержания работоспособности компрессорного оборудования. Эта статья поможет понять, какое масло заливать в компрессор.

Маркировка компрессорных масел

Существует российская классификация ГОСТ и её международные аналоги. Примеры маркировки по ГОСТ – это КС-19, Кп-8С, К4-20. «К» – это указание на принадлежность к компрессорным маслам, «п» – на присутствие присадок, «С» – на изготовление из сернистых нефтепродуктов. Цифра сразу после литеры – указание группы, а цифра после дефиса – это вязкость при t 100℃.

Группы в зависимости от t нагнетаемого вещества:

  1. умеренные нагрузки, t до 160℃;
  2. умеренные нагрузки, t до 180℃;
  3. высокие нагрузки, t до 200℃;
  4. крайне тяжелые условия, t до 200℃.

Если же марка масла для компрессора указана в международном формате, руководствоваться следует DIN-51506, где литеры VB будут означать до 140℃, VC – до 160℃, VD – до 220℃.

Характеристики компрессорного масла

Потребности конкретного агрегата описаны в рекомендациях производителя. Их можно найти в руководстве по эксплуатации или на официальном сайте завода-изготовителя. Продавцы могут помочь с выбором, если вы пришлете VIN-номер изделия. Использование неподходящего продукта может приводить к преждевременному износу деталей, чревато поломками.

Основа

Масло для компрессора – это базовое масло, к которому для улучшения характеристик может быть добавлен пакет присадок. От вида базы зависит ресурс продукта, а также применимость в том или ином агрегате, при тех или иных условиях эксплуатации.

Типы основы:

  • Смазочные материалы на минеральной основе наиболее доступны по цене, однако имеют низкие эксплуатационные характеристики, а потому рекомендованы для использования в установках с малой и средней нагрузкой, размещенных в помещениях.

  • Синтетические компрессорные масла технологичны, имеют широкий диапазон рабочих температур, термически стабильны. Синтетическое масло используется в компрессорах, работающих в тяжелых условиях, в т.ч. размещенных наружно.

  • Полусинтетические составы – компромиссный вариант, доступный по цене, с характеристиками, подходящими для большинства разновидностей устройств и условий эксплуатации.

Внутри категории «синтетика» делится в зависимости от сырья на алкилбензольные материалы («А») с широким спектром применения, полиалкиленгликольные («ПАГ»), которые рекомендованы для небольших агрегатов, полиэфирные («РОЕ»).

Плотность

Плотность компрессорного масла – это его объемная масса, которая рассчитывается в килограммах на метр кубический и определяется при температуре вещества +15℃ или +20℃. Смазочные материалы для компрессоров имеют плотность в пределах 700-950 кг/м3. Чем выше плотность, тем более эффективна защита от трения и сопротивление образованию нагара. Однако меньшая плотность повышает продуктивность работы. Смазки с меньшей плотностью быстрее и более полно обволакивают детали.

С повышением температуры плотность, как и вязкость, понижается. Отработанное компрессорное масло всегда более плотное, чем чистый продукт, поскольку его уплотняют загрязняющие частицы.

Температура

При описании характеристик компрессорного масла можно увидеть сразу несколько температурных показателей. Так, температура застывания – это температура замерзания компрессорного масла, при которой материал утрачивает подвижность и не может выполнять свои функции. Моторные масла классифицируются по температуре вспышки, компрессорные – по температуре нагнетаемого вещества.

Вязкость

Вязкость компрессорного масла можно назвать способностью маслянистой пленки противостоять усилиям разрыва. Кинематическая вязкость, измеряемая в сантистоксах, является непостоянной величиной, это отношение динамической вязкости (силы, с которой один слой вещества сопротивляется другому при перемещении) к плотности. Понятие кинематической вязкости важно для определения зависимости материала от его температуры.

Применение с учетом показателей вязкости ISO:

  • 32-68 – компрессоры ротационного типа (винтовые, пластинчатые, двухроторные);
  • 68-320 – поршневые;
  • 32-46 – динамические (турбокомпрессоры центробежные и осевые).

Низкая вязкость способствует легкой работе установки, уменьшает количество шлаковых отложений, а высокая повышает герметичность.

Компрессоры промышленные в помещении

Чем отличается компрессорное масло от моторного

Хотя между моторным и компрессорным маслом много общего, они не являются взаимозаменяемыми. Автомасла не выдерживают высокотемпературной эксплуатации и коксуются, что выводит оборудование из строя. Моторное масло лить в компрессор поршневой воздушный крайне нежелательно, потому что для большинства агрегатов требуется более высокий показатель вязкости. В винтовой же агрегат можно заливать только специальные составы, потому что есть риск возгорания.

Выбор масла для компрессоров разных видов

Подобрать компрессорное масло поможет понимание его назначения в агрегате. Воздушные компрессоры обычно требуют смазочных материалов с высокими эмульгирующими свойствами, которые помогут отделить воду, присутствующую в сжатом воздухе, а холодильные компрессоры требуют специальных масел с низкой вязкостью, чтобы поддерживать надежную работу при пониженных температурах.

Масло для поршневого компрессора

В поршневых устройствах повышение давления среды происходит из-за резкого уменьшения объема камеры путем опускания поршня. Охлаждается конструкция при помощи воды или воздуха. Смазочный материал должен снизить трение и износ деталей, а также уплотнить камеры сжатия и защитить от коррозии.

Особенности эксплуатации компрессорного масла в поршневой установке:

  • Высокая термонагрузка. Смазка имеет контакт с горячим газом, требуется стойкость материала к термическому окислению, в состав включают противонагарные присадки. При сжатии происходит значительное повышение температуры, крайне важен показатель термостойкости.

  • Высокое усилие на разрыв пленки. Верхняя и нижняя мертвые точки дают пиковую нагрузку на смазку, и при недостаточной вязкости произойдет разрыв масляной пленки.

  • Повышенный износ деталей. Поскольку есть контакт двух металлических поверхностей, смазка должна обеспечивать их защиту.

  • Есть риск возгорания. Материал должен иметь устойчивость к воспламенению.

Все эти факторы делают необходимым использование компрессорного масла высокого класса вязкости, стойкого к термическому окислению, коксуемости, коррозии и с высокой температурой воспламенения.

Масло для винтового компрессора

В винтовых компрессорных установках действует принцип вытеснения. Поверхности вращающихся валов в них не соприкасаются. Винтовой компрессор может быть маслозаполненным, и тогда масло в нём смазывает винты и подшипники валов, или безмасляным, и тогда смазочный материал обслуживает шестерни зацепления роторов и подшипники валов.

Особенности эксплуатации компрессорного масла в поршневой установке:

  • Высокотемпературный режим. Приводит к рискам окисления масляного слоя на винтах, образования лаков и отложений.

  • Смешение масла и рабочей среды. Есть вероятность вспенивания материала. В результате вспенивания исчезает уплотняющая пленка, а узлы испытывают повышенные нагрузки.

  • Попадание водяного конденсата. В результате образуется эмульсия, смазка теряет эксплуатационные свойства.

Основными функциями масла в винтовом компрессоре являются снижение износа, уплотнение камер сжатия и защита от коррозии. Применяемые продукты должны обладать повышенной способностью к деэмульгации и деаэрации, термоокислительной стабильностью, минимальной вспениваемостью, а также обеспечивать защиту от ржавчины.

Масло для турбокомпрессора

Турбокомпрессор – пример динамического компрессорного оборудования. Роторы ускоряют воздушную массу, динамическая энергия преобразуется в энергию сжатия. Смазка нужна для обработки подшипников, уплотнения радиальных узлов. Турбокомпрессор и его приводной механизм обрабатывают одним смазочным материалом, обычно применяя турбинные масла DIN 51 515.

Синий компрессор

Как заменить масло в компрессоре

Особенности процесса замены зависит от типа агрегата, они подробно описаны в инструкции к изделию. Для начала необходимо удалить старый материал, затем, как правило, рекомендуют залить промывочную жидкость, отключив оборудование на 15 минут. Для обработки некоторых частей, например пары трения, советуют использовать масляный распылитель – лубрикатор.

Сколько масла заливать в компрессор

Нормальная заливка соответствует уровню середины смотрового окошка. Объем может составлять от 0,5 до 3 л в зависимости от размеров бака. Точные сведения о его объеме указаны в инструкции к оборудованию. Не стоит превышать рекомендованное количество, поскольку при нагреве смазочные материалы увеличиваются в объеме.

Проблемы с компрессорными маслами и их причины

Контроль уровня и состояния компрессорного масла уберегут агрегат от поломок. Помимо естественного старения и загрязнения в пределах нормы на качество смазывающего материала могут влиять следующие факторы:

Вода в масле. Из-за неё происходят пробои смазочной пленки. Если у состава высокая вспениваемость, низкая способность к деэмульгации, при температурных перепадах образуется конденсат, который, как правило, выпаривается, не нанося вреда оборудованию. Но если компрессор работает на холоде, на слабой загрузке, коротких циклах, конденсата образуется много, происходит заводнение масла. Понять это можно по тому, что оно начинает менять цвет – белеть. Если нет возможности эксплуатировать компрессор со средней/ высокой нагрузкой, нужно еженедельно ставить его на прогон, доводя рабочую температуру до 78℃.

Загрязнение. Продукты окисления, мелкие частицы из воздуха превращаются в абразив, который снижает ресурс агрегата. Проблема особенно актуальна при работе устройства в запыленных условиях. Чтобы избежать загрязнения, нужно установить всасывающий фильтр тонкой фильтрации, сократить интервалы его замены, а также масляного фильтра.

Окисление. Из-за него масло становится гуще, появляются лаки и нагары, смазывающая функция снижается. Окисление происходит в условиях повышенной выше нормы температуры. Если эксплуатация проводится в режиме, превышающем предусмотренные производителем нормы, необходимо укорачивать интервалы между заменами рабочей жидкости, выбирать синтетические масла для интенсивных режимов. При регулярном перегреве продукт меняет цвет – темнеет.

Вспенивание. Причины вспенивания масла в компрессоре разные. Оно может происходить из-за попадания водяного конденсата, смешивания смазочных материалов, их недостаточной вязкости или низкого качества.

Компания Hill Corporation – производитель компрессорных масел международного уровня доступной стоимости. Производство расположено в Казахстане. Линейка компрессорных масел Fastroil включает минеральные и синтетические продукты  для компрессорных установок любого типа.

Обратная связь
Если у вас остались вопросы, то заполните форму ниже и мы с вами обязательно свяжемся.
Тема обращения