В отличие от бензинового мотора, дизельный двигатель работает с выделением большого объема сажи. Для её сбора в автомобильной выхлопной системе устанавливают сажевый фильтр, который стал обязательным с 2009 года, после введения норм Евро 5, нацеленных на улучшение экологической обстановки. В отличие от катализатора, этот элемент крайне чувствителен к минеральным отложениям – сульфатной золе. Вот почему для нормальной эксплуатации автомобиля необходимо применять специальное масло для дизельных двигателей с сажевым фильтром.
Как работает сажевый фильтр
Отличие в работе дизельного и бензинового мотора заключается в принципе воспламенения горючего: в конструкции второго есть свечи зажигания, а воспламенение дизеля происходит благодаря высокому давлению и быстрому нагреву. Дизельный ДВС потребляет огромные, в сравнении с бензиновым мотором, объемы воздуха. Это дает такой плюс как практически полное отсутствие шлаков в двигателе, и такой минус как большой выброс сажи.
Сажевый фильтр или сажевик – специальное устройство, компонент глушителя, который пропускает через себя выхлопные газы дизельной силовой установки, очищая их от сажи. За очистку выхлопа от вредных газов отвечает катализатор. Для обозначения дизельного сажевого фильтра используется аббревиатура: DPF в английском варианте, FAP – во французском, RPF – в немецком. Фильтр заполнен мелкоячеистым материалом, который и задерживает частицы как сито. Процент улавливаемой из выхлопных газов сажи и других продуктов неполного сгорания топлива составляет от 80% и выше.
Работа фильтра состоит из двух этапов:
-
Захват частиц, которые оседают на стенках.
-
Регенерация элемента.
Когда фильтр забивается, происходит снижение мощности силовой установки, увеличивается расход горючего. Поэтому периодически его нужно прочищать – регенерировать. Если сажевик объединен с катализатором, сажевый налет удаляется с ячеистого материала путем повышения температуры – он сгорает. Регенерация может быть пассивной, то есть происходить в процессе эксплуатации автомобиля – при езде на большие расстояния, интенсивном движении. Также регенерация может быть принудительной: в этом случае срабатывают датчики и система принимает решение повысить температуру.
На автомобилях с сажевым фильтром без катализатора, например, на многих дизельных «Пежо», «Ситроен», «Тойота», «Лексус», регенерация проводится путем впрыскивания в топливо специальной присадки каждые 300-500 км. Владельцам таких авто необходимо заботиться о своевременной доливке этого средства.
Почему для двигателя с сажевым фильтром требуется особое масло
Как связано дизельное масло с сажевым фильтром? Продукты неполного сгорания ГСМ – это не только сажа, но и зола. Если сажа способна гореть при повышении температуры, то зола – это несгораемый остаток, который не уйдет из фильтрующего элемента при регенерации. Образуется зола из минеральных примесей в топливе и масле, поэтому двигатели с сажевыми фильтрами особенно чувствительны к качеству дизельного топлива и присутствию в моторном масле серы, фосфора, их соединений.
Несмотря на то, что базовые масла очищаются от этих элементов, в готовом моторном масле они могут присутствовать, поскольку входят в состав многих присадок – моющих, нейтрализующих, противозадирных, антифрикционных. В присадках также могут содержаться другие минералы и металлы – кальций, молибден, провоцирующие образование золы. Вот почему в масло для турбодизеля с сажевым фильтром добавляют минимум присадок, а главная цель использования такого продукта – продление срока службы сажевика.
Правильный подбор масла для сажевых фильтров
При выборе моторного масла необходимо учитывать сульфатную зольность. Этот показатель указывает на уровень содержания присадок с органическими соединениями, которые при сгорании образуют золу и шлаки. Определяют сульфатную зольность в лаборатории, сжигая образец при t 775℃. Образовавшийся твердый остаток взвешивают и рассчитывают процентное соотношение к исходному объему материала.
Для дизельных двигателей Euro 4,5 и 6, оснащенных сажевым фильтром, Европейская ассоциация производителей автомобилей рекомендует масло с допуском ACEA С1, С2, С3 или С4, с синтетической основой. В них концентрация вредных веществ снижена. Допуски ACEA С1, C2, С3, С4 ограничивают содержание серы, фосфора, процент допустимой сульфатной зольности. Для примера, масло для авто с сажевым фильтром Fastroil Formula LA 5W-30 содержит 0,8% сульфатной золы, а полнозольное Fastroil Force F900 Diesel –5W-30 – 1,5%.
Малая или средняя зольность?
Смазочные материалы с допусками ACEA С1, C2, С3, С4 имеют разный процент содержания золы. Действует ли принцип «чем ниже зольность, тем лучше»?
Категории зольности:
-
Full SAPS – высокозольные или полнозольные. Зола – свыше 1% от массы, но не более 2%. ACEA A1/В1, А3/В4, А5/В5.
-
Mid SAPS – среднезольные, от 0,6 до 0,9%. АСЕА С2, С3.
-
Low SAPS – малозольные, не более 0,5% золы. АСЕА С1.
Если в руководстве по эксплуатации ТС указано, что рекомендуется использование среднезольного масла, не стоит «улучшать» и заливать малозольное, поскольку у него низкое щелочное число, а значит, моющая способность снижена. Двигатель не будет очищаться в достаточной мере.
Вязкость
По стандартам, масла с маркировкой ACEA С1, C2, С3, С4 должны иметь пониженную динамическую вязкость HTHS*1 (≤ 3,5 мПа*с). Если говорить о том, как вязкость масла влияет на сажевый фильтр, можно отметить, что прямого влияния нет, при подборе вязкости стоит ориентироваться на рекомендации производителя мотора и условия эксплуатации автомобиля. Моторные масла 5W30 рекомендованы для средней полосы России, 5W40 – для южных регионов, 0W30 – для климатических зон, где температура воздуха опускается ниже -30℃.
Как продлить срок эксплуатации сажевого фильтра
Допуски указаны в руководстве по эксплуатации автомобиля, используйте эту информацию при подборе смазочного материала. Применение «правильного» масла для мотора с сажевым фильтром – важное, но не единственное условие его длительной безотказной службы.
Советы для продления срока службы сажевика:
-
Пассивная регенерация происходит при длительной езде на средних и высоких скоростях. При постоянной эксплуатации в городском режиме, долгих зимних прогревах укорачивайте интервалы замены масла.
-
Следите за расходом масла и своевременно устраняйте его причину. Чем больше расход – тем больше потребление смазки и объем золы на фильтрующем элементе.
-
Покупайте дизель на проверенных АЗС. Ненадежный поставщик может продать вам высокосернистое топливо, которое в разы увеличит объем шлаков.
Темные выхлопы с резким запахом, снижение мощности, увеличение расхода топлива – признаки загрязнения сажевого фильтра.
Масла Fastroil для дизельных двигателей с сажевым фильтром
Производитель современных смазочных материалов международного уровня Hill Corporation предлагает среднезольное масло для сажевых двигателей С3. Базовым для него является полиальфаолеиновое масло (ПАО), что увеличивает ресурс до 350-400 моточасов.
В линейке бренда представлено моторное масло для автомобилей, имеющих сажевый фильтр:
-
Fastroil Formula LA – состав с импортным пакетом присадок, который обеспечивает стабильность работы дизельного двигателя в т.ч. в условиях передвижения по пробкам.
-
Fastroil Formula F11 – инновационный продукт, который защищает от преждевременного зажигания на низкой скорости и снижает объем отложений в ДВС.
Продукты серии Formula соответствуют международным стандартам API и ACEA, их качество подтверждено испытаниями и сертификатами. Подобрать оптимальное моторное масло вы можете на нашем сайте самостоятельно или обратившись за консультацией.