По мере использования смазывающая жидкость «стареет» и теряет рабочие свойства: менее эффективно защищает детали мотора от коррозии, хуже очищает их от отложений. Нарушение срока замены моторного масла грозит преждевременным износом двигателя и его поломкой. Производитель автомобиля в руководстве по эксплуатации обычно указывает, как часто нужно обновлять смазку, но каждый случай индивидуален. Разбираемся, какой период замены считать оптимальным.
Последствия несвоевременной замены
Моторное масло, кроме основной своей функции — смазывания движущихся частей и защиты от трения, — выполняет много других. В частности, оно охлаждает двигатель, предохраняет металлические элементы от коррозии, удаляет нерастворимые продукты сгорания и не дает им образовывать отложения. Если долго не менять смазку, это приводит ко многим негативным последствиям:
-
Из-за снижения смазывающей способности увеличивается трение, и детали мотора быстрее изнашиваются.
-
На внутренних поверхностях образуются отложения, которые могут полностью закупорить масляные каналы. В этом случае двигатель выйдет из строя.
-
Ухудшается отведение тепла, и мотор перегревается.
-
Металлические детали из-за контакта с водой подвергаются коррозии.
-
Увеличивается расход топлива.
Чтобы избежать этих последствий и продлить срок службы мотора, соблюдайте оптимальную частоту замены моторного масла.
От чего зависят интервалы замены моторного масла
В руководстве по эксплуатации автомобиля чаще всего указана рекомендуемая частота замены с учетом пробега: обычно новое автомасло советуют заливать через каждые 10–15 тысяч километров. Но при этом есть важная пометка: необходимо ориентироваться на условия эксплуатации. Если проехать 1000 км по городским пробкам и по трассе, износ масла будет совершенно разным, несмотря на одинаковый пробег. Поэтому эксперты советуют отталкиваться не от километража, а от моточасов — то есть фактического времени работы с учетом оборотов двигателя.
Ресурс работы масла в моточасах зависит от нескольких причин. Рассмотрим основные.
Тип основы. Синтетическое автомасло имеет самый большой ресурс: 300–350 мч. Недорогая минеральная основа прослужит максимум 200 мч. Ресурс работы полусинтетических и гидрокрекинговых автомасел — 200–300 мч.
Режим работы мотора. Один моточас равен астрономическому часу, только если двигатель работает вхолостую. В обычном режиме (ровная езда) он примерно соответствует 40 минутам. В условиях высоких нагрузок (при разгоне или подъеме) моточас приравнивается к 20 минутам.
Особенности эксплуатации. Если автомобиль используется в тяжелых условиях, рекомендованный производителем интервал замены масла в двигателе сокращается примерно вдвое. К таким условиям относятся, например:
-
низкая температура,
-
бездорожье,
-
перевозка грузов и буксировка,
-
пробки,
-
частые поездки на короткие расстояния.
Тип двигателя. Дизельный мотор работает в более тяжелых условиях, чем бензиновый, поэтому смазку в нем нужно менять чаще.
Как проверить уровень масла в двигателе
По мере использования количество смазывающей жидкости уменьшается, поэтому при частых и длительных поездках нужно регулярно проверять ее уровень. Это делается вручную, с помощью масляного щупа, который обычно находится под капотом.
Поставьте автомобиль на ровную площадку и прогрейте двигатель, а затем отключите его и подождите 5 минут, чтобы смазка стекла в картер. Извлеките щуп и протрите его чистой тканью, а затем снова погрузите в отверстие. Оцените уровень масляной пленки: если он находится примерно посередине между отметками L и F (или Min и Max) либо чуть выше, значит, смазки достаточно.
Признаки срочной замены моторного масла
Бывает, что смазка вырабатывает ресурс раньше, чем наступает расчетный срок сервиса. Если автомобиль не оснащен системами мониторинга технологических жидкостей, нужно самостоятельно следить за их состоянием. Проверяйте внешний вид смазки с помощью щупа и обращайте внимание на изменения в работе двигателя. Понять, что пришло время замены моторного масла, помогают следующие признаки:
-
изменение цвета с золотистого или светло-коричневого на черный;
-
потеря вязкости — масло стекает со щупа, как вода;
-
большое количество осадка в виде мелких частиц;
-
посторонний шум при работе мотора — нехарактерный гул, стук или скрежет;
-
снижение мощности двигателя;
-
увеличение расхода топлива.
Кроме того, при использовании автомобиля иногда случаются нештатные ситуации, которые требуют внеплановой замены автомасла. Например, в дороге вы обнаружили критическое снижение уровня смазки и вынужденно залили в двигатель продукт, не рекомендованный производителем. За короткий период ничего страшного не произойдет, но при первой возможности лучше доехать до автосервиса и заменить масло на подходящее.
Если в смазку попало топливо или антифриз, ее тоже нужно как можно скорее заменить. Проблему можно определить по уменьшению вязкости и характерному запаху. Но перед тем как менять автомасло, нужно устранить причину неисправности.
Рекомендации по замене масла
Кроме всего вышесказанного, нужно учитывать еще несколько важных нюансов.
-
Некоторые автовладельцы думают, что можно не менять масло, если часто его доливать. Это ошибка, потому что в отработанной смазке накапливаются продукты износа. Удалить их из системы можно только одним способом: полностью заменив автомасло.
-
Даже если автомобиль используется редко и смазка не отрабатывает положенное количество моточасов, ее все равно нужно менять не реже одного раза в год. Это объясняется тем, что со временем присадки окисляются из-за контакта с воздухом.
-
Промывка двигателя при каждой замене автомасла чаще всего не нужна. В современных смазочных материалах достаточно моющих присадок, которые не дают загрязнениям откладываться на поверхностях. Промывка может потребоваться только в некоторых случаях: например, если вы намного превысили интервал замены или если в смазку попала другая жидкость (топливо, антифриз).
Главное
Замена моторного масла через 10–15 тысяч километров — условная рекомендация. В реальной жизни смазывающую жидкость обычно приходится обновлять чаще. Ориентироваться нужно не столько на пробег, сколько на моточасы, учитывая тип автомасла, вид топлива, режим эксплуатации. Но качественный продукт со стабильной основой и сбалансированным пакетом присадок в любом случае служит дольше.