От моторного масла зависят долговечность и эффективность работы двигателя, поэтому его важно правильно выбирать и использовать. Для этого необходимо разбираться в составе, видах и свойствах технологической жидкости. В этой статье расскажем, из чего делают моторное масло, каким оно бывает, какие функции выполняет, как его подобрать в зависимости от типа двигателя и условий эксплуатации.
Для чего нужно моторное масло
Автомобильный двигатель — сложный агрегат, состоящий из большого количества соприкасающихся элементов и узлов. В процессе работы они вращаются с высокой скоростью. Трение, в свою очередь, приводит к механическому износу. В таких условиях мотор очень быстро вышел бы из строя, если бы не было смазочной жидкости.
Таким образом, главная функция моторного масла — смазывание частей двигателя. Оно образует на поверхности деталей пленку, которая обеспечивает их хорошее скольжение, уменьшает трение и исключает преждевременный износ.
Кроме этого, масло выполняет и другие важные функции:
- отводит тепло, образующееся при сгорании топлива, и тем самым не позволяет двигателю перегреваться;
- очищает мотор от продуктов износа (металлической стружки), нагара и сажи;
- защищает детали двигателя от коррозии, нейтрализуя агрессивные химические соединения;
- заполняет зазоры в цилиндро-поршневой группе и за счет этого обеспечивает герметичность камеры сгорания, что повышает эффективность работы двигателя.
Из чего состоит моторное масло
Эксплуатационные свойства смазывающей жидкости зависят от ее состава. В нем есть два типа компонентов:
- основа, или базовое масло — составляет примерно до 80-90%;
- присадки — на их долю приходится до 20%.
Характеристики продукта определяются в первую очередь типом и качеством основы. Присадки же добавляют в состав для улучшения свойств. С ними даже не самое высококачественное базовое масло может в начале неплохо работать. Однако по мере использования присадки разрушаются под воздействием высоких температур и нагрузок. Поэтому главное, на что нужно обращать внимание в составе, — это основа.
Типы основы
Базовое масло в зависимости от происхождения бывает двух типов — минеральное и синтетическое.
Минеральное получают путем переработки и очищения нефти. Это относительно несложный процесс, чем объясняется доступная цена продукта. Однако минеральная основа из-за неоднородной молекулярной структуры в целом имеет нестабильную вязкость, быстро испаряется, слабо устойчива к окислению. Свойства конкретного продукта зависят от качества нефти и методов очистки.
Синтетическую основу производят путем синтеза химических элементов. Это сложный и дорогой процесс, зато он позволяет получить продукт с отличными характеристиками. Синтетическое масло сохраняет текучесть даже при сильном морозе, а значит, с ним можно без проблем запустить двигатель в любую погоду. В то же время оно остается вязким при высокой температуре, то есть подходит для эксплуатации в экстремальном режиме. «Синтетика» устойчива к окислению, меньше испаряется, служит дольше, чем «минералка», и при умеренном режиме эксплуатации реже требует замены. Но и стоит такой продукт заметно дороже.
Особняком стоит базовое масло, произведенное из нефти по технологии гидрокрекинга. По способу изготовления и цене оно близко к минеральному, а по свойствам — к синтетическому. В процессе глубокой обработки меняется структура молекулы, и продукт приобретает полезные характеристики: стабильность, высокий индекс вязкости, стойкость к окислению. Большинство производителей относят гидрокрекинговое автомасло к категории синтетического.
Еще одна разновидность основы — полусинтетическая. Ее получают путем смешивания минерального и синтетического масел, причем последнего в составе от 20 до 40%. По характеристикам «полусинтетика» превосходит «минералку», но уступает чистой «синтетике». По цене это тоже промежуточный вариант.
При описании базовых масел часто пользуются классификацией Американского института нефти (API). В соответствии с ней различают 5 групп:
- I — самые простые минеральные масла с минимальной очисткой.
- II — гидроочищенные минеральные масла. В них ниже содержание парафинов, соединений серы, азота и других вредных для двигателя веществ.
- III — масла, полученные методом гидрокрекинга.
- IV — синтетические масла на основе полиальфаолефинов. Их эксплуатационные характеристики считаются наиболее высокими.
- V — эфиры, полигликоли и другие.
Какие бывают присадки в масло
Присадки — это дополнительные компоненты, которые улучшают свойства основы. Самые часто встречающиеся виды по назначению:
-
Детергенты — моющие добавки. Они нейтрализуют кислоты и поддерживают частицы загрязнений в состоянии взвеси, не давая им оседать на поверхностях деталей двигателя. За счет этого детергенты препятствуют образованию нагара и налета.
-
Ингибиторы — компоненты, которые замедляют химические реакции. Благодаря этой способности они обеспечивают защиту от коррозии и окисления.
-
Модификаторы вязкости — присадки, позволяющие использовать автомасло в широком диапазоне температур. При их добавлении продукт не застывает на морозе и в то же время не теряет смазывающих свойств при интенсивной работе двигателя.
-
Депрессорные присадки тоже предотвращают застывание масла при низкой температуре.
Кроме этих четырех типов, иногда в состав моторного масла добавляют и другие присадки, например, противоизносные или препятствующие пенообразованию.
Любое качественное автомасло уже содержит необходимый пакет присадок. Каждая из них в отдельности и все они в совокупности отвечают за определенные свойства продукта. Поэтому никаких дополнительных присадок добавлять не нужно — нарушение рецептуры может привести к нежелательному взаимодействию компонентов и непредсказуемым последствиям.
Виды и типы моторного масла
Моторные масла классифицируют по разным признакам.
В зависимости от химического состава основы они бывают минеральными, синтетическими и полусинтетическими.
По назначению различают автомасла для бензиновых и дизельных двигателей. К особой категории относят смазочную жидкость для турбированных моторов повышенной мощности — она обладает свойствами, которые позволяют работать в режиме экстремальных нагрузок. Также существуют универсальные масла, которые подходят и для бензиновых, и для дизельных двигателей.
По вязкости различают летние, зимние и всесезонные автомасла. Летние предназначены для эксплуатации при плюсовой температуре. На морозе они загустевают и хуже прокачиваются, в результате двигатель может не запуститься. Для зимней эксплуатации разработаны продукты с низкотемпературными свойствами. Они остаются текучими даже при значительном «минусе». Но большинство современных масел — всесезонные. Они обеспечивают легкий пуск двигателя зимой и при этом сохраняют оптимальную вязкость при высокой температуре.
Подробнее о видах и типах моторных автомасел читайте в нашей статье про маркировку.
Как правильно подобрать моторное масло
Главное, на что нужно опираться при выборе моторного масла, — требования конкретного автомобиля и условия его эксплуатации. При этом учитывают следующие критерии.
Класс вязкости по классификации SAE J300. Он обозначен на канистре маркировкой типа 5W-30, 10W-40 и так далее, если речь идет о всесезонных автомаслах. Первое число, с буквой, указывает на низкотемпературные свойства: чем меньше значение, тем при более низкой температуре запустится двигатель. Например, 0W означает, что смазочный материал обеспечивает безопасный запуск двс при -35 °С, а 10W — при -25 °С. Буква W (Winter) указывает на зимнюю эксплуатацию.
Второе число, без буквы, характеризует высокотемпературный класс вязкости. Чем оно больше, тем выше способность автомасла сохранять смазывающие свойства при работе двигателя в жаркую погоду. Если «летняя» вязкость недостаточна, состав при высокой температуре становится слишком жидким не образует смазочную пленку.
Зимних классов вязкости всего существует шесть: 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W. Летних — восемь: 8, 12, 16, 20, 30, 40, 50 и 60.
На выбор класса вязкости влияют не только погодные условия, но и многие другие факторы, в том числе конструкция, техническое состояние двигателя. Так, для новых современных автомобилей рекомендуется использовать масло классов 5W-30, 10W-30. Для старого двигателя подойдет продукт с вязкостью 20W-40 летом и 10W-40 зимой.
Класс эксплуатационных качеств по API или ACEA. Общее правило таково: чем новее двигатель, тем выше он должен быть. Как правило, в руководстве по эксплуатации автомобиля указано, продукт какого класса стоит использовать.
Допуск производителя. Владельцы известных автомобильных брендов часто дают собственные рекомендации по выбору масла. Если продукт прошел испытания на соответствие им, на упаковке указывают допуск. Например, обозначение MB 229.5 говорит о том, что компания Mercedes-Benz рекомендует использовать это масло с бензиновыми и дизельными двигателями своих легковых автомобилей. Допуск производителя, как правило, соответствует тому или иному классу ACEA/ API.
Можно ли смешивать разные моторные масла
Если уровень смазочной жидкости по тем или иным причинам резко снизился, ее приходится экстренно доливать. Иногда под рукой не оказывается рекомендованного продукта, и встает вопрос об использовании аналога.
Смешивать автомасла разных производителей не рекомендуется. Это может привести к конфликту присадок и непредсказуемому изменению физических и химических свойств продукта.
Если пришлось экстренно залить в мотор автомасло другого производителя, необходимо как можно быстрее заменить его на рекомендованное. А поскольку в двигателе даже после слива остается некоторое количество смазочного материала, следующую замену нужно сделать раньше обычного срока.
Заключение
Качественное и правильно подобранное моторное автомасло — обязательное условие исправной и долговечной работы двигателя. При его выборе нужно учитывать тип основы, вязкость, класс по международным спецификациям. Важно помнить: чем современнее двигатель, тем он более требователен к качеству смазочного материала.