В последние годы на рынке появились так называемые энергосберегающие масла для двигателя. По словам производителей, они позволяют экономить до 4% топлива. На первый взгляд немного, но если у вас большой автопарк, цифра получится внушительной. Разберемся, за счет чего энергосберегающие масла экономят топливо и в каких случаях их стоит использовать.
Как работает энергосберегающее масло
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, за счет чего двигатель теряет энергию.
Основной процесс, который этому способствует, — трение. В работающем моторе есть четыре узла, где оно наиболее сильное:
- клапанный механизм — подшипники распредвала и зона соприкосновения клапана с толкателем;
- цилиндро-поршневая группа;
- масляный насос — чем выше вязкость смазочной жидкости, тем больше энергии тратится на ее прокачивание;
- подшипники коленвала.
Отличительная особенность энергосберегающей смазки — пониженная вязкость. Продукты из этой серии обозначаются маркировкой 0W-16, 0W-20, 0W-30, в то время как классические полновязкие автомасла имеют значение от 5W-30 и выше. За счет меньшей густоты смазка быстрее течет и легче прокачивается. Это упрощает работу масляного насоса, снижает трение в местах контакта поршневых колец со стенками цилиндра и в других узлах двигателя.
Плюсы и минусы продукта
Главное преимущество маловязкой смазки очевидно: меньший расход топлива за счет снижения трения. Это дает не только экономическую выгоду. Чем эффективнее двигатель использует топливо, тем меньше вредных выбросов попадает в атмосферу. Именно поэтому автомасла пониженной вязкости соответствуют последнему, самому строгому экологическому стандарту Евро-6.
Но энергосберегающие свойства моторных масел имеют обратную сторону. Чем ниже вязкость, тем тоньше масляная пленка между соприкасающимися деталями двигателя. Во время работы мотора температура достигает 150°С и выше. Из-за этого смазка становится еще более жидкой, и масляная пленка может разрушиться. В результате металлические поверхности деталей соприкасаются непосредственно друг с другом, из-за трения образуются задиры, ускоряется износ.
Эту проблему производители смазочных материалов решают с помощью противоизносных и противозадирных присадок. Благодаря улучшенной рецептуре достигается нужный баланс между низкой вязкостью, то есть экономией энергии, и способностью смазывать детали двигателя.
Когда стоит и когда не стоит использовать энергосберегающие моторные масла
Смазочная жидкость со сниженной вязкостью — оптимальный выбор для современных автомобилей с моторами, соответствующими экологическим стандартам от Евро-4 и выше. Их конструктивное исполнение предполагает использование именно такой смазки. Пары трения имеют узкие зазоры, поэтому на прокачивание масла с обычной вязкостью расходуется слишком много энергии.
Лучше всего маловязкая смазка подходит для новых двигателей с небольшим пробегом. Но допустимо применять ее и в моторах старше 3 лет при условии их бережной эксплуатации.
Не рекомендуется заливать маловязкое масло в технически устаревшие двигатели, даже если они не имеют признаков износа. Конструкция моторов, произведенных до 2000 года, не предусматривает использование жидкой смазки. Из-за широких зазоров между деталями масляная пленка должна быть достаточно толстой и плотной. Применение энергосберегающего автомасла в моторе старого образца вызовет ускоренный износ.
Не следует заливать жидкую смазку и в конструктивно новые, но физически изношенные двигатели. Слишком активная эксплуатация ведет к тому, что зазоры между деталями увеличиваются, и для их надежного смазывания требуется густое масло.
На что обратить внимание при выборе продукта
Первое, чем следует руководствоваться, — это класс вязкости. Автомасла с энергосберегающими свойствами имеют маркировку 0W-16, 0W-20 или 0W-30. Чем больше второе число, тем выше допустимая температура эксплуатации. Так, продукт с обозначением 0W-16 можно использовать максимум при 25 °С, 0W-20 — при 30 °С, 0W-30 — при 35 °С.
Еще один важный параметр — HTHS. Он характеризует вязкость при высокой температуре и большой скорости сдвига. Проще говоря, по этой величине можно понять, сохранится ли масляная пленка между деталями в процессе работы двигателя. HTHS определяют путем лабораторных испытаний: жидкость нагревают до 150 °С и измеряют вязкость при вращении ротора. Чем выше значение, тем прочнее масляная пленка.
У энергосберегающих смазок значение HTHS ниже 3,5 мПа*с. При этом минимально допустимым считается показатель 2,6 мПа*с. Если он будет ниже, увеличится износ двигателя. Таким образом, оптимальное значение HTHS для энергосберегающего масла — между 2,6 и 3,5 мПа*с.
Наконец, при выборе важно обращать внимание на категорию продукта по классификаторам API и ACEA. Она не должна быть ниже рекомендованной производителем автомобиля.
Заключение
Энергосберегающая функция моторного масла — не маркетинговая уловка: такие продукты действительно существуют. Способность экономить топливо достигается за счет пониженной вязкости. Но нужно помнить, что такая смазка подходит не для каждого типа двигателя. Ее рекомендуется использовать с новыми моторами современного образца.