Дизельное моторное масло: характеристики и правила выбора

Дизельное моторное масло: характеристики и правила выбора

Дизельный двигатель работает иначе, чем бензиновый, поэтому и масла для них необходимы разные. Чтобы правильно выбрать продукт, нужно разбираться в его технических характеристиках. В этой статье рассмотрим основные параметры, классификацию и принципы подбора дизельных моторных масел.

Чем отличается дизельное масло от бензинового

Специальные требования к смазочной жидкости объясняются особенностями работы дизельного мотора и составом горючего:

  • солярка содержит большое количество серы и тяжелых соединений, при ее сжигании образуется много сажи и копоти;
  • сгорание топлива происходит неравномерно;
  • из-за повышенной компрессии в камере сгорания отработанные газы активно прорываются в картер.

По этим причинам масло быстрее окисляется и стареет, загрязняется продуктами сгорания, механическими частицами.

Чтобы замедлить эти процессы и обеспечить долговечную защиту мотора, производители придают дизельным автомаслам особые характеристики:

  • стойкость к окислению,
  • высокие моющие свойства,
  • стабильную вязкость,
  • достаточно высокое щелочное число.

Чтобы достичь этих параметров, используют специальную рецептуру. В результате получают продукт, способный выдерживать длительные интервалы замены, что особенно актуально для дизельных двигателей грузового автотранспорта.

Состав дизельных масел

Дизельные автомасла, как и бензиновые, состоят из основы и пакета присадок.

Основа

Она бывает минеральной, синтетической и полусинтетической.

Считается, что синтетическое масло лучше для дизеля. Благодаря технологии производства оно имеет равномерную молекулярную структуру и за счет этого дольше сохраняет свои первоначальные характеристики. Масляная основа этого типа отличается постоянной вязкостью при высоких и низких температурах, термоокислительной стабильностью (медленнее окисляется даже при сильном нагреве). «Синтетика» чище по составу, не содержит примесей и благодаря этому эффективнее защищает пары трения от износа. За счет низкой испаряемости уменьшается расход.

Минеральная основа не такая стабильная, но это не значит, что ее нельзя применять для дизельных двигателей. Недостатки базового масла компенсируются присадками, и если продукт соответствует рекомендованным спецификациям, его вполне допустимо использовать. «Минералку» приходится менять чаще, чем «синтетику», зато ее стоимость намного ниже.

Особая разновидность минеральной основы — базовое масло глубокой очистки, произведенное по технологии гидрокрекинга. По низкотемпературным свойствам и термоокислительной стабильности оно приближается к «синтетике». При этом по цене гидрокрекинговое масло не сильно отличается от обычного минерального.

Компромиссный вариант по характеристикам и стоимости — полусинтетическая основа. Ее получают путем смешивания минеральной и синтетической. Соотношение может быть разным, например, 70% «минералки» и 30% «синтетики».

Присадки

Именно благодаря модифицирующим добавкам производителям удается получить продукт с нужными свойствами. В моторных маслах для дизельных двигателей особенно часто применяют следующие виды присадок:

  • Детергенты. Предотвращают склеивание нерастворимых продуктов окисления и не дают им откладываться на поверхностях деталей. Работают в основном в горячем моторе.

  • Дисперсанты. Еще одна разновидность моющих присадок — они поддерживают загрязнения в состоянии взвеси и не позволяют им оседать в виде налета. Активны преимущественно в холодном двигателе.

  • Антиоксиданты. Подавляют окислительные реакции и тем самым продлевают срок службы смазочного материала.

  • Ингибиторы коррозии. Нейтрализуют кислоты, образующиеся в процессе сгорания дизтоплива, связывают воду и образуют на поверхности металлических деталей защитную пленку.

  • Депрессанты. Уменьшают температуру застывания смазочного материала и за счет этого улучшают пуск двигателя зимой.

  • Модификаторы вязкости. Повышают способность образовывать смазочную пленку при высокой температуре в работающем двигателе.

  • Противоизносные, противозадирные и антифрикционные присадки. Улучшают смазывающие свойства жидкости и защищают пары трения от преждевременного износа.

Рабочий ремонтирует грузовик

Классификации дизельного моторного масла

При выборе масла для дизеля необходимо учитывать требования, указанные в руководстве по эксплуатации автомобиля. В первую очередь они касаются класса вязкости и эксплуатационной категории по международным стандартам API и ACEA. Рассмотрим подробнее эти классификации.

Вязкость по SAE

От этого важнейшего параметра зависят свойства смазочной жидкости при высокой и низкой температуре. Если вязкость недостаточная, масло не сможет образовывать пленку на поверхности деталей в разогретом до 100 °С работающем двигателе. Если же состав слишком густой, он будет застывать на морозе, и мотор не запустится. Вязкость должна быть такой, чтобы автомасло эффективно работало и при высокой, и при низкой температуре.

По классификации SAE вязкость дизельного масла обозначают двумя числами через дефис, например, 10W-30 или 15W-40. Первое, с буквой W (Winter), характеризует низкотемпературные свойства и указывает минимальную температуру, при которой жидкость не застывает. Чтобы ее определить, нужно вычесть из обозначения 35. Так, если на канистре стоит маркировка 10W-30, это значит, что мотор заведется при -25 °С. Второе число указывает на высокотемпературные свойства: чем оно больше, тем при более сильном нагреве сохраняется смазывающая способность.

При подборе класса вязкости важно учитывать не только климатические особенности региона, но и состояние двигателя. Общее правило такое: чем больше пробег и интенсивнее эксплуатация, тем гуще должно быть автомасло.

Классификация API

В соответствии со стандартами Американского института нефти класс масла обозначают двумя буквами. Первая — C (Commercial) — указывает на то, что продукт предназначен для дизельных моторов. Вторая характеризует уровень эксплуатационных характеристик: чем дальше от начала алфавита, тем они выше. Качество смазочных материалов постоянно улучшается, и каждый следующий класс предусматривает более строгие требования, чем предыдущий. Поэтому стандарты API регулярно обновляются. Категории с A по D уже отменены. Самый низкий на сегодняшний день класс — E, а самый высокий — K.

Современные классы дизельных автомасел по API приведены в таблице.

Класс Год утверждения стандарта
CE 1983
CF-4 1990
CF 1994
CF-2 1994
CG-4 1995
CH-4 1998
CI-4 2004
CJ-4 2010
CK-4 2017

Число 2 или 4 после буквенной маркировки указывает на тактность двигателя. С двухтактными моторами не рекомендуется использовать масло для четырехтактных, и наоборот.

Существуют также универсальные классы автомасел, пригодные и для дизельных, и для бензиновых двигателей. Их обозначают двойной маркировкой, например, SN/CF.

Классификация ACEA

Это европейская классификация, которая учитывает примерно те же признаки, что и API, но считается более строгой с точки зрения требований к экологичности. Классы по ACEA обозначают буквой и числом.

Буква указывает на тип двигателя и условия его работы (по виду топлива разграничения нет):

  • A/B — моторы легковых автомобилей без современных систем очистки;
  • С — легковые двигатели, оборудованные системами очистки выхлопных газов (катализатором и сажевым фильтром);
  • E — дизельные двигатели грузовых автомобилей, работающие в условиях повышенных нагрузок.

Число после буквы указывает на категорию качества. Чем оно больше, тем более строгим требованиям соответствует продукт. Например, автомасло категории E7 отличается стабильной вязкостью, эффективно защищает мотор от износа, препятствует появлению нагара. Оно подходит для тяжелонагруженных дизельных двигателей с системами EGR и SCR, но без сажевого фильтра, соответствующих экологическому стандарту до Euro V включительно. А вот продукт более высокой категории E9 обладает теми же достоинствами, но при этом совместим с самыми современными моторами. Его можно заливать в грузовые двигатели с сажевым фильтром, соответствующие новейшему экологическому стандарту Euro VI.

Масло из канистры

Дизельное масло для турбированных двигателей

Двигатель с турбонаддувом по устройству и принципу работы отличается от атмосферного: он намного мощнее и сильнее нагревается. В процессе сгорания топлива образуется еще больше сажи, и окисление смазочной жидкости происходит интенсивнее. Поэтому масло для турбированных двигателей должно соответствовать повышенным требованиям.

Главные правила выбора следующие:

  1. Основа предпочтительна синтетическая, полусинтетическая или минеральная с глубокой степенью очистки (гидрокрекинг).

  2. Универсальное автомасло с двойной маркировкой по API использовать не рекомендуется — оно может не справиться с экстремальными нагрузками.

  3. При подборе спецификации по API и ACEA важно особенно строго следовать рекомендациям автопроизводителя. На качестве продукта экономить недопустимо, учитывая, насколько дорого стоит турбодвигатель.

Что касается марки дизельного масла, то это не обязательно должен быть широко известный бренд. Главное — убедиться в оригинальности продукта и избегать подделок. Чтобы не сомневаться в подлинности, лучше всего обращаться напрямую к производителю или его официальному представителю.

Главное

Какое масло заливать в дизельный двигатель, зависит от года выпуска автомобиля и условий его эксплуатации. Основные параметры выбора — это класс вязкости по SAE, категории качества по API и ACEA. Если эти характеристики продукта соответствуют рекомендациям производителя, есть все шансы максимально продлить срок службы дизельного мотора и избежать поломок.

Обратная связь
Если у вас остались вопросы, то заполните форму ниже и мы с вами обязательно свяжемся.
Тема обращения